ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2023 года N 514-п
О прогнозе социально-экономического
развития Ивановской области на 2024 год и
плановый период 2025 и 2026 годов
(с изменениями на 23 сентября 2024 года)
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 23.09.2024 N 429-п)
В соответствии с Бюджетным кодексом
Российской Федерации, Федеральным
законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О
стратегическом планировании в
Российской Федерации", Законом
Ивановской области от 01.06.2016 N 40-ОЗ "О
стратегическом планировании в
Ивановской области", постановлением
Правительства Ивановской области от
30.12.2015 N 639-п "Об утверждении порядков
разработки, корректировки,
осуществления мониторинга и контроля
реализации прогнозов
социально-экономического развития
Ивановской области на среднесрочный и
долгосрочный периоды" Правительство
Ивановской области постановляет:
1. Одобрить прогноз
социально-экономического развития
Ивановской области на 2024 год и плановый
период 2025 и 2026 годов (прилагается).
2. Внести прогноз
социально-экономического развития
Ивановской области на 2024 год и плановый
период 2025 и 2026 годов одновременно с
проектом бюджета Ивановской области на
2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
в Ивановскую областную Думу в
установленном законом порядке.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 26.10.2023 N 514-п
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 23.09.2024 N 429-п)
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К
ПРОГНОЗУ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И
ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Итоги социально-экономического развития
региона за отчетный период
За отчетный 2022 год по сравнению с 2021
годом по данным территориального органа
Федеральной службы государственной
статистики по Ивановской области (далее -
ТО ФСГС по Ивановской области) отмечен
рост инвестиций в основной капитал на 13%,
ввода жилых домов - на 8,2%; объема платных
услуг, оказанных населению, - на 3,4%;
оборота розничной торговли - на 1,5% и
продукции сельского хозяйства - на 0,9%.
Индекс промышленного производства
(далее - ИПП) за 2022 год составил 101,8%. По
основным видам экономической
деятельности индекс производства к
уровню 2021 года составил: в добыче
полезных ископаемых - 85,2%, в
обрабатывающих производствах - 105,2%, в
обеспечении электрической энергией,
газом и паром; кондиционировании воздуха
- 85,5%, в водоснабжении; водоотведении,
организации сбора и утилизации отходов,
деятельности по ликвидации загрязнений -
100,3%.
Рост наблюдался по отдельным видам
обрабатывающих производств:
производстве компьютеров, электронных и
оптических изделий - на 35,6%;
лекарственных средств и материалов,
применяемых в медицинских целях, - на 20,7%;
машин и оборудования, не включенных в
другие группировки, - на 18,9%;
электрического оборудования - на 16,6%;
одежды - на 16,5%; мебели - на 16,3%;
металлургическом - на 11,5%; ремонт и монтаж
машин и оборудования - на 7,5%; текстильных
изделий - 5,9%; готовых металлических
изделий, кроме машин и оборудования, - на
1,6%; бумаги и бумажных изделий - на 0,8%.
В структуре промышленности доля добычи
полезных ископаемых составила 0,4%,
обрабатывающих производств - 88,0%,
обеспечения электрической энергией,
газом и паром; кондиционирования воздуха
- 9,0%, водоснабжения; водоотведения,
организации сбора и утилизации отходов,
деятельности по ликвидации загрязнений -
2,5%.
Среднегодовой индекс потребительских
цен за 2022 год к уровню 2021 года составил
116%. Непродовольственные товары
подорожали на 19,1%, продовольственные
товары - на 15,7%, цены на услуги выросли на
11,4%.
По итогам 2022 года среднемесячная
номинальная заработная плата выросла на
12,3%. Уровень безработицы по отношению к
экономически активному населению по
состоянию на 31.12.2022 составил 0,5% (на 31.12.2021 -
0,7%).
Подраздел 1.1. Экономические показатели
Прогноз социально-экономического
развития Ивановской области на 2024 год и
плановый период 2025 и 2026 годов (далее -
Прогноз) разработан на основе анализа
тенденций развития экономики за 2021 - 2022
годы и сложившейся экономической
ситуации в текущем году, данных,
представленных ТО ФСГС по Ивановской
области.
Прогноз разработан в базовом варианте, в
котором заложены основы реализации
поставленных Правительством Российской
Федерации целей и задач, обозначенных
указами Президента Российской Федерации
от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" и от 21.07.2020 N 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года", постановлением
Правительства Ивановской области от
27.04.2021 N 220-п "Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Ивановской области до 2030 года",
направленных на обеспечение ускорения
темпов экономического роста, улучшение
демографической ситуации.
Прогноз учитывает реальную ситуацию в
экономике области и служит основой для
проектировки областного бюджета на
период 2024 - 2026 годов, а также мероприятия
по поддержке предпринимательской
деятельности в Ивановской области,
проводимые на территории региона в целях
снижения налоговой нагрузки на
предпринимателей Ивановской области в
условиях ухудшения геополитической и
экономической ситуации.
1.1.1. Валовой региональный продукт
Валовой региональный продукт Ивановской
области (далее - ВРП) является основным
показателем, характеризующим
социально-экономическое развитие
региона.
По уточненным данным Росстата, ВРП
Ивановской области за 2020 год составил 269,7
млрд рублей, что выше уровня 2019 года на
1,3%.
За 2021 год, по предварительным
оперативным данным Росстата, ВРП
Ивановской области вырос по сравнению с
2020 годом в сопоставимых ценах на 1,9% и
составил 300,6 млрд рублей. Доля Ивановской
области в формировании совокупного ВРП
регионов Российской Федерации составила
0,3% в 2020 и в 2021 годах.
На рост индекса физического объема ВРП в
2021 году повлиял рост индексов
физического объема валовой добавленной
стоимости (далее - ВДС) по 10 видам
экономической деятельности, удельный
вес которых в структуре ВРП составил 66,8%:
деятельность административная и
сопутствующие дополнительные услуги - на
37,2%; обеспечение электрической энергией,
газом и паром; кондиционирование воздуха
- на 17,7%; деятельность профессиональная,
научная и техническая - на 11,8%;
деятельность в области информации и
связи - на 6,2%; деятельность в области
культуры, спорта, организации досуга и
развлечений - на 5,6%; добыча полезных
ископаемых - на 5,5%; обрабатывающие
производства и транспортировка и
хранение - на 3,8%; торговля оптовая и
розничная, ремонт автотранспортных
средств и мотоциклов - на 1,8%;
государственное управление и
обеспечение военной безопасности;
социальное обеспечение - на 0,3%.
В то же время снижение индексов
физического объема ВДС наблюдался в 2021
году по 9 видам экономической
деятельности (их удельный вес в
структуре ВРП составил 33,2%): деятельность
финансовая и страховая - на 17,3%; сельское,
лесное хозяйство, охота, рыболовство и
рыбоводство - на 15,7%; предоставление
прочих видов услуг - на 5,7%; деятельность
по операциям с недвижимым имуществом - на
3,7%; строительство - на 3,0%; водоснабжение;
водоотведение, организация сбора и
утилизация отходов, деятельность по
ликвидации загрязнений - на 2,4%;
деятельность в области здравоохранения
и социальных услуг - на 1,8%; образование -
на 1,1%; деятельность гостиниц и
предприятий общественного питания - на
0,1%.
Промышленный комплекс региона оказывает
наибольшее влияние на структуру ВРП.
Удельный вес промышленного производства
в ВРП составил в 2021 году 28,3% (в 2020 году -
27,2%).
Также в структуре ВРП преобладали:
торговля (15,8%), деятельность по операциям
с недвижимым имуществом (12,8%),
деятельность в области здравоохранения
и социальных услуг (6,6%), транспортировка
и хранение (5,5%), строительство (4,2%),
образование (4,1%), деятельность
профессиональная, научная и техническая
(3,5%), сельское, лесное хозяйство, охота,
рыболовство и рыбоводство (2,8%).
Незначительно в 2021 году по сравнению с 2020
годом выросли доли в ВРП: торговли
оптовой и розничной, ремонта
автотранспортных средств и мотоциклов, а
также сельского, лесного хозяйства,
охоты, рыболовства и рыбоводства - на 1,3%;
обрабатывающих производств - на 0,8%;
деятельности административной и
сопутствующих дополнительных услуг - на
0,6% и деятельности профессиональной,
научной и технической - на 0,2%.
В 2022 году объем ВРП оценивается в размере
321,9 млрд рублей, что на 1,2% ниже уровня 2021
года в сопоставимых ценах вследствие
ухудшения экономической ситуации в
регионе, связанной с беспрецедентными
экономическими санкциями в отношении
России, с повышенным ростом инфляции,
потерей экспортных рынков.
Кроме того, на снижение ВРП в целом
повлияло снижение в 2022 году таких
основных макропоказателей: объема работ,
выполненных по виду деятельности
"строительство", на 1,2%, оборота
общественного питания - на 13,8% и реальной
заработной платы - на 3,2%.
В 2023 году рост ВРП возобновится до 100,1% (до
352,2 млрд рублей) с последующим ростом в 2024
- 2026 годах. Рост ВРП до 101,4% прогнозируется
в 2024 году и до 102,5% в 2026 году.
В 2024 году ВРП прогнозируется на уровне
376,3 млрд рублей, ожидается, что в 2025 году
вырастет до 406,8 млрд рублей, в 2026 году ВРП
достигнет в абсолютном выражении
значения 433,7 млрд рублей.
1.1.2. Промышленное производство
По итогам 2022 года объем отгруженной
продукции в промышленности составил 302,9
млрд рублей, ИПП - 101,8%.
В структуре обрабатывающих производств
наибольший удельный вес занимали:
производство текстильных изделий и
одежды (42,0%), машиностроение (31,3%) и
производство пищевых продуктов и
напитков (6,1%). Удельный вес этих отраслей
составляет 79,4% от общего объема
отгруженных товаров обрабатывающих
производств.
При разработке прогнозных показателей
учитывались следствия санкционных
ограничений в отношении Российской
Федерации, а также влияние федеральных и
региональных мер поддержки промышленных
предприятий и субъектов малого и
среднего предпринимательства (далее -
субъектов МСП), в условиях введенных
ограничительных мер экономического
характера.
По итогам 2023 года ожидается рост ИПП 100,1%.
В 2024 году ИПП планируется на уровне 100,9%, в
2025 году - 101,3% и в 2026 году - 101,9%.
ИПП обрабатывающих производств в 2023 году
оценивается на уровне 101,5%, в 2024 году ИПП
составит 101,1%, к 2026 году вырастет до 102,1%.
В производстве пищевых продуктов по
итогам 2023 года ИПП оценивается на уровне
99,1%. Ведущими и стабильно работающими
предприятиями по производству пищевых
продуктов являются: ООО "ПродМит",
ООО "Ивановская птицефабрика", АО
"Птицефабрика "Кинешемская", ОАО
"Аньковское", АО "Кинешемский
хлебокомбинат", ООО "Пучежский
сыродельный завод", ООО
"Славянка" и группа компаний
"РИАТ".
В 2024 году ИПП в производстве пищевых
продуктов прогнозируется порядка 100,0%, к
2026 году - 100,6%.
В производстве текстильных изделий ИПП
по итогам 2023 года оценивается на уровне
105,7%.
В перспективе положительное влияние на
развитие отрасли должны оказать меры
поддержки, разработанные Правительством
Российской Федерации, а именно:
предоставление субсидий на
стимулирование спроса и повышение
конкурентоспособности российской
промышленной продукции (до 50% цены
приобретения оборудования для
предприятий легкой промышленности на
условиях франко-завод при
предоставлении субсидии в 2020 - 2024 годах) в
рамках постановления Правительства
Российской Федерации от 27.12.2019 N 1908 "Об
утверждении Правил предоставления
субсидий из федерального бюджета на
стимулирование спроса и повышение
конкурентоспособности российской
промышленной продукции и признании
утратившими силу некоторых актов
Правительства Российской Федерации";
предоставление субсидии российским
организациям промышленности на
возмещение части затрат на обслуживание
кредитов, направленных на увеличение
объемов реализации продукции и
повышение конкурентоспособности
российской промышленной продукции в
рамках постановления Правительства
Российской Федерации от 14.09.2020 N 1426 "Об
утверждении Правил предоставления
субсидий российским организациям
промышленности на возмещение части
затрат на обслуживание кредитов,
направленных на увеличение объемов
реализации продукции и повышение
конкурентоспособности российской
промышленной продукции".
В 2024 году в производстве текстильных
изделий ИПП планируется на уровне 101,8%, к
2026 году - 102,7%.
Крупнейшими предприятиями региона по
производству текстильных изделий
являются: ОАО ХБК "Шуйские ситцы",
ООО "ТДЛ Текстиль", ООО
"МИРтекс", ООО "Протекс", группа
компаний "Нордтекс", группа
компаний "Русский дом", ООО
"Унтекс Родники", ООО
"Дилан-Текстиль", ООО
"Ультрастаб" и другие.
Производство одежды в Ивановской
области представлено предприятиями: ООО
"Исток-Пром", группа компаний
"Бисер", группа компаний
"Валенти", ПАО "Спецтекстиль", а
также субъектами МСП,
специализирующимися на выпуске
трикотажных изделий и постельных
принадлежностей.
По итогам 2023 года ИПП в производстве
одежды оценивается на уровне 99,4%. В 2024
году ИПП составит 101,7%, в 2026 году - 102,8%.
В обработке древесины и производстве
изделий из дерева ИПП в 2023 году
оценивается на уровне 92,9%. В 2024 году ИПП
прогнозируется на порядка 98,5%, в 2026 году -
100,3%.
Производство продукции по данному виду
деятельности на территории региона
осуществляют такие крупнейшие
предприятия, как ООО "Эггер
Древпродукт Шуя" и ООО "Ивановская
лесопромышленная компания".
Химический комплекс относится к сектору
промежуточного спроса, развитие
которого в среднесрочной перспективе
ожидается умеренными темпами. Ведущими
предприятиями по производству
химических веществ и химических
продуктов в регионе являются АО
"Ивхимпром", АО "Ивановский
техуглерод и резина", ООО
"Дмитриевский химический завод".
В 2023 году ИПП в химической
промышленности ожидается порядка 100,2%, в
2024 году ИПП составит 100,4%, в 2026 году - 101,0%.
В производстве резиновых и
пластмассовых изделий ИПП в 2023 году
оценивается на уровне 102,1%, в 2024 году ИПП
прогнозируется в размере 100,5%, в 2026 году -
102,0%. Рост производства в перспективе
будет связан со стабильной работой
предприятий ООО "Стандартпласт",
ООО "Штандарт".
К концу 2023 года в металлургическом
производстве ИПП оценивается в размере
101,0%. В 2024 году ИПП составит 101,3%, в 2026 году -
102,6%. Ведущим предприятием по данному
виду деятельности является ООО
"Верхневолжский СМЦ" (ДИПОС).
В производстве готовых металлических
изделий в 2023 году ИПП оценивается на
уровне 98,6%. На территории области
деятельность по производству готовых
металлических изделий осуществляют: ООО
"Билдэкс", ООО "МСГ", группа
компаний "Кранэкс" и ООО
"Черметснаб". В прогнозируемом
периоде развитие производства готовых
металлических изделий в 2024 году ИПП
прогнозируется в размере 100,0%, в 2026 году -
101,0%.
В производстве машин и оборудования в 2023
году ИПП ожидается порядка 100,0%. В 2024 году
ИПП составит 100,5%, в 2026 году - 101,7%. Данный
рост будет обеспечен при условии
стабильной работы предприятий ООО
"Профессионал", ООО "РешкеРус"
и ООО "Ивановский станкостроительный
завод".
В производстве автотранспортных
средств, прицепов, полуприцепов в 2023 году
ИПП оценивается на уровне 100,0%. В
прогнозируемом периоде развитие
производства автотранспортных средств,
прицепов, полуприцепов прогнозируется
на уровне 100,3% в 2024 году и до 101,4% в 2026 году.
В 2023 году ИПП по обеспечению
электрической энергией, газом и паром;
кондиционированию воздуха ожидается на
уровне 86,7%. В 2024 году ИПП прогнозируется
98,9%, в 2026 году - 100,3%.
В 2023 году ИПП по водоснабжению,
водоотведению, организации сбора и
утилизации отходов, деятельности по
ликвидации загрязнений оценивается
порядка 97,9%, в прогнозируемом периоде - от
100,0% в 2024 году до 100,4% в 2026 году.
Объем отгруженной продукции в
промышленности вырастет с 2023 года, по
оценке, с 321,9 млрд рублей до 342,5 млрд
рублей в 2024 году и до 389,4 млрд рублей к 2026
году.
1.1.3. Сельское хозяйство
Объем производства продукции сельского
хозяйства в хозяйствах всех категорий в
2022 году по предварительным данным
составил 23,9 млрд рублей, или 100,9% к уровню
2021 года в сопоставимых ценах. Индекс
производства продукции растениеводства
составил 98,5%, продукции животноводства -
102,5%.
Положительная динамика в животноводстве
обеспечена наращиванием в 2022 году в
хозяйствах всех категорий объемов
производства (реализации) скота и птицы
на убой в живом весе (основной рост
объемов реализации мяса достигнут в
свиноводстве за счет выхода на полные
производственные мощности двух крупных
свиноводческих комплексов ООО
"Тарбаево"), отмечается прирост
производства молока в хозяйствах всех
категорий за счет увеличения
продуктивности дойного стада в
сельхозорганизациях.
В 2023 году производство продукции
сельского хозяйства в целом по области
ожидается в объеме 24,8 млрд рублей, или
102,5% к уровню 2022 года в сопоставимых
ценах.
Росту производства продукции
растениеводства будет способствовать
увеличение посевных площадей основных
сельскохозяйственных культур, ввод в
оборот неиспользуемых земель
сельскохозяйственного назначения, а
также применение ресурсосберегающих
технологий.
Росту объемов производства продукции
животноводства будет способствовать
выход на полную производственную
мощность инвестиционных проектов в
молочном скотоводстве: СПК
"Рассвет" Гаврилово-Посадского
муниципального района, СПК Племенной
завод "Ленинский путь" Пучежского
муниципального района, ИП Глава
крестьянского (фермерского) хозяйства
Нагаев С.А. Родниковского муниципального
района.
В 2024 году прогнозируемый объем
производства продукции сельского
хозяйства составит 26,6 млрд рублей с
ростом к уровню 2023 года на 2,6% в
сопоставимых ценах.
В перспективе объем производства
продукции сельского хозяйства в
хозяйствах всех категорий увеличится с
28,5 млрд рублей в 2025 году до 30 млрд рублей
в 2026 году, рост в сопоставимых ценах
прогнозируется в 2025 году на уровне 2,8%, в
2026 году - на уровне 1% в сопоставимых
ценах.
Задачами на ближайшую перспективу
являются:
достижение целей, задач и ожидаемых
результатов реализации государственной
программы Ивановской области
"Развитие сельского хозяйства и
регулирование рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия Ивановской области",
утвержденной постановлением
Правительства Ивановской области от
13.11.2013 N 451-п, обеспечение финансирования
ее мероприятий в полном объеме и в
установленные сроки;
ввод в оборот неиспользуемых земель
сельскохозяйственного назначения;
обеспечение продовольственного рынка
региона основными
сельскохозяйственными товарами
собственного производства, увеличение
доли продукции местных производителей в
торговых сетях;
увеличение объемов производства за счет
модернизации и технического
переоснащения сельскохозяйственного
производства;
реализация инвестиционных проектов.
1.1.4. Рынок товаров и услуг
В 2022 году среднегодовой индекс
потребительских цен (далее - ИПЦ)
составил 116,0%. За декабрь 2022 года к
декабрю 2021 года ИПЦ вырос на 12,7%, на
непродовольственные товары - на 15,2%, на
услуги - на 13,9% и на продовольственную
группу товаров - на 9,7%.
За январь - май 2023 года по сравнению с
январем - маем 2022 года цены выросли в
среднем на 5,7%, в том числе цены на
продовольственные товары выросли на 2,8%,
на непродовольственные товары - на 4,7% и
на услуги - на 12,7%. В 2023 году среднегодовой
ИПЦ оценивается на уровне 105,1%. В 2023 году
продолжается реализация мер по
стабилизации денежно-кредитной
политики, что в среднесрочной
перспективе будет способствовать
замедлению роста потребительских цен.
При прогнозировании ИПЦ учитывался рост
цен за 5 месяцев 2023 года, как на
продовольственные товары, так и на
услуги, а также на товары
непродовольственной группы. В декабре 2023
года ожидается рост инфляции до 103,5% к
декабрю 2022 года.
В декабре 2024 года к декабрю 2023 года ИПЦ
прогнозируется 105,3%, в конце 2025 года - 105,0%
и в декабре 2026 года к декабрю 2025 года -
104,7%.
В 2024 - 2026 годах цены в среднем за год будут
расти следующими темпами: в 2024 году
прогнозируется 105,2%, в 2025 году - 104,8% и в 2026
году - 104,5%.
Оборот розничной торговли за 2022 год
вырос на 1,5% в сопоставимых ценах и
составил 245,6 млрд рублей. Рост показателя
связан с ростом продаж по сравнению с 2021
годом продовольственных товаров на 5,1%,
продажи непродовольственных товаров
снизились на 2,5%. Доля продовольственной
группы товаров в структуре оборота
розничной торговли за 2022 год превысила
долю непродовольственных товаров на 6,4% и
составила 53,2%, по итогам пяти месяцев 2023
года доля продовольственных товаров в
структуре оборота розничной торговли
превысила долю непродовольственных
товаров на 8,6% и составляла 54,3%.
По итогам 2023 года, по оценке, розничный
товарооборот вырастет на 3,5% в
сопоставимых ценах по сравнению с 2022
годом и составит порядка 267,7 млрд рублей.
В 2023 году организации розничной торговли
Ивановской области представлены
сетевыми магазинами ведущих федеральных
ритейлеров: "Магнит",
"Пятерочка", "Высшая Лига",
"О'КЕЙ", "ДИКСИ", "АШАН",
"Лента", "Метро Кэш энд Керри",
"Спар", "Вкусвилл",
"Адмирал", "Перекресток" и
"Светофор" и региональными:
"РИАТ", "Торговая Лига",
"Сабиново", "Домашний",
"Главмаг" (г. Шуя).
В 2024 году прогнозируемый оборот
розничной торговли составит 292,5 млрд
рублей, к 2026 году вырастет до 344,1 млрд
рублей.
По расчетам темпы роста к предыдущему
году в сопоставимых ценах составят: в 2024
году - 102,6%, в 2025 году - 102,9% и в 2026 году - 103,5%.
В 2022 году объем платных услуг, оказанных
населению Ивановской области, составил
52,0 млрд рублей, что в сопоставимых ценах
выше уровня 2021 года на 3,4%. Рост
показателя был связан с увеличением
индекса физического объема по
большинству видов услуг, кроме
телекоммуникационных (снижение на 15,2%) и
ветеринарных (на 0,3%).
Наибольший рост произошел по таким видам
платных услуг, как: услуги гостиниц и
аналогичные услуги по предоставлению
временного жилья - на 45,1%; услуги
специализированных коллективных
средств размещения - на 32,7%; услуги
туристических агентств, туроператоров и
прочие услуги по бронированию и
сопутствующие им услуги - на 31,4%; услуги
учреждений культуры - на 25,3%; услуги
физической культуры и спорта - на 23,3%.
В 2022 году основная доля в объеме платных
услуг по-прежнему составила услуги
"обязательного" характера
(коммунальные - 30,9%, бытовые - 12,1%,
телекоммуникационные - 12,0%, транспортные
- 9,1%, жилищные - 9,0%, медицинские - 8,6% и
системы образования - 5,8%).
По оценке, в 2023 году объем платных услуг в
сопоставимых ценах вырастет на 1,7% до 59,7
млрд рублей к уровню 2022 года. В 2024 - 2026
годах структура платных услуг
существенно не изменится. По-прежнему в
ней будут преобладать коммунальные
услуги, бытовые, транспортные услуги и
жилищные. Прогнозируется, что в период с
2024 до 2026 года объем платных услуг,
оказанных населению Ивановской области,
вырастет с 64,8 млрд рублей до 74,9 млрд
рублей. Темпы роста к предыдущему году в
сопоставимых ценах составят: в 2024 году -
102,3%, в 2025 году - 102,4% и в 2026 году - 102,5%.
1.1.5. Инвестиции
В 2022 году объем инвестиций в основной
капитал за счет всех источников
финансирования составил 59,5 млрд рублей,
по отношению к 2021 году в сопоставимых
ценах он составил 113,0%.
Рост показателя был связан с увеличением
вложения инвестиций в основной капитал
по следующим основным видам
экономической деятельности (в
сопоставимых ценах):
строительство - в 38,5 раза;
добыча полезных ископаемых - в 5,0 раза;
предоставление прочих видов услуг - в 3,6
раза;
обеспечение электрической энергией,
газом и паром, кондиционирование воздуха
- в 2,9 раза;
деятельность административная и
сопутствующие дополнительные услуги - в
1,9 раза;
водоснабжение; водоотведение,
организация сбора и утилизации отходов,
деятельность по ликвидации загрязнений;
обеспечение электрической энергией,
газом и паром: кондиционирование воздуха
- в 1,8 раза;
деятельность в области культуры, спорта,
организации досуга и развлечений - в 1,3
раза;
оптовая и розничная торговля; ремонт
автотранспортных средств и мотоциклов, а
также сельское, лесное хозяйство,
рыболовство и рыбоводство - в 1,2 раза.
Также в 2022 году больше, чем в 2021 году, было
вложено инвестиций в такие отрасли, как:
деятельность по операциям с недвижимым
имуществом (107,4%) и сельское, лесное
хозяйство, охота, рыболовство и
рыбоводство (106,6%).
Кроме того, высокий рост индекса
физического объема среди обрабатывающих
производств по сравнению с 2021 годом
отмечен по объему инвестиций в
производство прочей неметаллической
минеральной продукции - в 3,4 раза;
обработку древесины и производство
изделий из дерева и пробки - в 2,8 раза;
производство компьютеров, электронных и
оптических изделий - в 2,8 раза;
производство напитков - на 58,1%; ремонт
машин и оборудования - на 45,1%;
производство химических веществ и
химических продуктов - на 32,1%;
производство машин и оборудования, не
включенных в другие группировки, - на 21,1%;
производство металлургическое - на 16,4%. В
целом в обрабатывающих производствах
индекс физического объема составил 114,7%.
Снижение инвестиций по сравнению с 2021
годом наблюдалось по 8 видам
экономической деятельности, удельный
вес данных видов экономической
деятельности составил 28,8%.
В 2022 году в инвестиционной сфере
Ивановской области были отмечены
следующие тенденции:
наибольший удельный вес в общем объеме
инвестиций в основной капитал
приходился, прежде всего, на обеспечение
электрической энергией, газом и паром;
кондиционирование воздуха (23,3%) и на
обрабатывающие производства (22,7%);
основным источником инвестиций в
основной капитал являлись собственные
средства (57,5%);
наибольшая доля средств в общем объеме
инвестиций в основной капитал
приходилась на машины, оборудование,
транспортные средства, производственный
и хозяйственный инвентарь (54%) и в здания
(кроме жилых) и сооружения (44,1%).
В 2023 году объем инвестиций в основной
капитал за счет всех источников
финансирования оценивается около 64,7
млрд рублей с увеличением к уровню 2022
года на 2,8% в сопоставимых ценах.
В 2024 году объем инвестиций в основной
капитал прогнозируется в сумме 70,2 млрд
рублей с ростом на 3,0% к уровню 2023 года.
В 2025, 2026 годах объем инвестиций в
основной капитал за счет всех источников
финансирования прогнозируется в суммах
76,3 - 82,9 млрд рублей с ростом на 3,5 - 3,9% к
предыдущему году соответственно.
Планируются к реализации следующие
крупные инвестиционные проекты:
ООО "Унтекс Родники" - продолжится
реализация второго этапа проекта по
производству и окраске необработанного
трикотажного полотна на площадке ОЭЗ ППТ
"Иваново" в городе Родники, объем
инвестиций - 4,5 млрд рублей;
ООО "МК Профессионал" - проект по
производству дорожно-строительной
техники на площадке ОЭЗ ППТ
"Иваново" в городе Иваново, объем
инвестиций - 4,3 млрд рублей;
ООО "Суртекс Родники" - проект по
организации производства крашеного
трикотажного полотна на площадке ОЭЗ ППТ
"Иваново" в городе Родники, объем
инвестиций - 2,1 млрд рублей;
АО "Родники-Текстиль" - проект по
производству смесовой пряжи и тканей со
специальными свойствами для одежды и
униформы на площадке ОЭЗ ППТ
"Иваново" в городе Родники, объем
инвестиций - 1,1 млрд рублей;
ООО "БРОКС" (г. Фурманов) -
организация производства паровых
газотрубных котлов, объем инвестиций - 0,68
млрд рублей.
1.1.6. Строительство
По данным ТО ФСГС по Ивановской области
объем работ, выполненных по виду
деятельности "строительство", в 2022
году сократился на 1,2% и составил 59 млрд
рублей.
В 2023 году ожидается снижение объема
работ, выполненных по виду деятельности
"строительство", на 2,4%, что составит
порядка 64,7 млрд рублей. В 2024 году
прогнозируется, что показатель
достигнет порядка 65 млрд рублей.
В период 2025 - 2026 годов показатель
прогнозируется в пределах от 100,5 до 101%,
объем работ, выполненных по виду
деятельности "строительство",
вырастет с 71,9 млрд рублей в 2025 году до 72,7
млрд рублей в 2026 году.
За 8 месяцев 2023 года на территории
Ивановской области введено в
эксплуатацию 364,6 тыс. кв. м жилья, или 130,9%
от уровня аналогичного периода 2022 года. В
2023 году ввод в эксплуатацию жилых домов
оценивается в размере не менее 393 тыс. кв.
м жилья.
В 2024 - 2026 годах прогнозируется достижение
показателя по вводу жилья в эксплуатацию
на уровне 398 тыс. кв. м ежегодно.
1.1.7. Малое и среднее предпринимательство
По информации Федеральной налоговой
службы, количество малых и средних
предприятий, включая микропредприятия (с
учетом индивидуальных
предпринимателей), в Ивановской области
по состоянию на 01.01.2023 составило 40,8 тыс.
единиц (в 2021 году - 40,6 тыс. единиц).
Основными видами экономической
деятельности предприятий малого и
среднего бизнеса в Ивановской области
являются торговля, обрабатывающие
производства и строительство. Доля
субъектов МСП в ВРП Ивановской области
составила за 2021 год 40,2%, что на 18,6% выше,
чем по Российской Федерации, и на 16,8%
выше, чем по Центральному федеральному
округу.
За 2022 год среднесписочная численность
работников на предприятиях малого и
среднего бизнеса выросла на 4,8% и
составила 117,5 тыс. человек. Оборот
субъектов МСП в 2022 году составил 576,6 млрд
рублей, увеличившись на 5,9% к уровню 2021
года.
С целью создания благоприятных условий
для поддержания стабильной работы
субъектов МСП в 2022 году осуществлялась
реализация мероприятий по развитию
инфраструктурной поддержки малого и
среднего бизнеса на территории региона.
В рамках центра "Мой бизнес"
реализовывались меры по расширению
доступа субъектов МСП к льготному
финансированию, в том числе к
федеральным программам льготного
кредитования, гарантиям, лизингу,
реализуемых АО "Корпорация МСП" и АО
"МСП Банк" в режиме "одного
окна" через некоммерческую
микрокредитную компанию "Ивановский
фонд поддержки предпринимательства"
(далее - НМК Фонд "ИФПП").
Количество обращений субъектов МСП в
центр "Мой бизнес" за 2022 год
составило 10474, в том числе по
направлениям поддержки: по экспорту - 3905,
сельскому хозяйству - 387, по финансовой
поддержке - 1113.
За 2022 год центром "Мой бизнес" было
проведено порядка 60 мероприятий
(семинары, вебинары, тренинги, "круглые
столы", мастер-классы по различной
тематике), а также оказано более 3,3 тысячи
услуг субъектам МСП и начинающим
предпринимателям, государственную
поддержку получили более 3,6 тысячи
субъектов МСП и самозанятых граждан.
Заключено 285 контрактов по экспорту (42
субъекта МСП).
Оказано 73 консультации по мерам
государственной поддержки
"Агростартап", "Семейная
ферма", "Агротуризм", создание и
развитие потребительской кооперации, в
том числе подготовлены заявки на их
соискание.
Кроме того, в целях поддержки и развития
субъектов МСП в регионе в 2022 году была
продолжена реализация мер налогового
стимулирования, установленных
региональным законодательством
("налоговые каникулы" для впервые
зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей, пониженные налоговые
ставки при применении упрощенной
системы налогообложения, меры по
развитию патентной системы
налогообложения, применяемой
индивидуальными предпринимателями).
До конца 2023 года продлено действие
пониженных налоговых ставок для
организаций и индивидуальных
предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения
(далее - УСН), с налоговой базой "доходы,
уменьшенные на величину расходов" в
размере 5% и с налоговой базой
"доходы" в размере 4%. Кроме того, в 2023
году пониженные ставки применяются
также для организаций, имеющих статус
"социальное предприятие". Для
предпринимателей, перешедших с 2021 года с
единого налога на вмененный доход на УСН,
с видом деятельности "розничная
торговля" на 2023 год также установлена
пониженная ставка 5% при выборе
налогооблагаемой базы "доходы,
уменьшенные на величину расходов", в
2024 году льготная налоговая ставка
составит 7,5%, в 2025 году - 10%. До 2025 года
продлены "налоговые каникулы"
(ставка 0%) для впервые
зарегистрированных индивидуальных
предпринимателей, применяющих
специальные налоговые режимы (УСН или
патентную систему налогообложения). В
регионе установлены понижающие
коэффициенты к размеру потенциального
дохода для предпринимателей,
пользующихся патентной системой
налогообложения.
В целях реализации мер по обеспечению
развития российской экономики в
условиях внешнего санкционного давления
в Ивановской области за истекший период
2023 года:
субъектам МСП предоставлены кредитные
каникулы по 7 кредитам на 22,4 млн рублей;
кредитными учреждениями выдано 2 кредита
на 11 млн рублей по программе "ПСК
Оборотная" и 5 кредитов на 612 млн рублей
по программе "ПСК Инвестиционная";
выдано 67 кредитов на 797,7 млн рублей по
программе льготного кредитования
субъектов МСП на инвестиционные цели, на
пополнение оборотных средств, на
рефинансирование;
выдано 4 кредита на 482 млн рублей на
перестройку и развитие производства (в
рамках постановления Правительства
Российской Федерации от 30.12.2018 N 1764 "Об
утверждении Правил предоставления
субсидий из федерального бюджета
российским кредитным организациям и
специализированным финансовым
обществам в целях возмещения
недополученных ими доходов по кредитам,
выданным в 2019 - 2024 годах субъектам малого
и среднего предпринимательства, а также
физическим лицам, применяющим
специальный налоговый режим "Налог на
профессиональный доход", по льготной
ставке");
по льготной кредитной программе на
приобретение приоритетной для импорта
продукции выдано 15 кредитов на 908,7 млн
рублей.
В рамках оказания неотложных мер
поддержки субъектам МСП Некоммерческой
микрокредитной компанией "Ивановский
фонд поддержки предпринимательства"
(далее - Фонд) за истекший период 2023 года
выдано 114 микрозаймов на 171,1 млн рублей.
Кроме того, Фондом предоставляются
отсрочки по микрозаймам: в 2023 году
количество обратившихся - 11 заявителей.
По оценке в 2023 году количество МСП,
включая микропредприятия, на территории
региона составит 40,9 тыс. единиц со
среднесписочной численностью
работников 116,7 тыс. человек, оборот МСП
ожидается на уровне 605,5 млрд рублей.
В плановом периоде 2024 - 2026 годов значения
показателей, характеризующих сектор МСП
региона, спрогнозированы с учетом
регуляторных решений со стороны
государства, а также факторов, способных
повлиять на результаты экономической
деятельности в условиях санкционного
давления недружественных иностранных
государств.
К 2026 году общее количество МСП, включая
микропредприятия, составит 41,3 тыс.
единиц со среднесписочной численностью
работников 117,6 тыс. человек.
Планируется увеличение оборота МСП в 2024
году до 621,2 млрд рублей, в 2025 году - до 641,4
млрд рублей, в 2026 году - до 666,2 млрд рублей
соответственно.
Достижению прогнозируемых показателей
по развитию МСП будет способствовать
реализация мероприятий государственной
поддержки предпринимательской
деятельности в рамках региональных
проектов национального проекта "Малое
и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной
предпринимательской инициативы".
1.1.8. Прибыль прибыльных организаций
В 2022 году прибыль прибыльных организаций
(по данным налоговой отчетности УФНС
России по Ивановской области) выросла по
отношению к уровню 2021 года на 10,2% и
составила 31432,2 млн рублей. Рост
показателя был связан с улучшением
результатов финансово-хозяйственной
деятельности предприятий и организаций
региона, значительным ростом объемов
государственных заказов, увеличением
внутреннего рынка в связи с уходом
иностранных компаний, инфляционными
факторами.
В 2023 году показатель оценивается в сумме
32250 млн рублей с ростом к уровню 2022 года
на 2,6%.
В 2024 году прибыль прибыльных организаций
прогнозируется в размере 33210 млн рублей с
ростом на 3,0% к предыдущему году. В
прогнозируемом периоде 2025 - 2026 годов
планируется рост прибыли на 3,5% и 4,1%
соответственно. Прибыль прибыльных
организаций в абсолютном выражении в 2025
году составит 34380 млн рублей и в 2026 году -
35790 млн рублей.
1.1.9. Производство подакцизных товаров в
натуральном выражении
Производство водки и ликеро-водочных
изделий в регионе осуществляет ОАО
"Шуйская водка". Объем производства
продукции в 2022 году увеличился в 1,5 раза и
составил 417,1 тыс. декалитров. В 2023 году
объем производства продукции
оценивается на уровне 370 тыс. декалитров.
По информации АО "Шуйская водка", в
связи со сложной макроэкономической
ситуацией прогнозирование показателя по
производству водки и ликеро-водочных
изделий в среднесрочном периоде не
представляется возможным.
Основным производителем пива и напитков,
изготавливаемых на основе пива, является
филиал АО "АБ ИнБев Эфес" в г.
Иваново. Также данную продукцию
производят ряд предприятий, являющихся
субъектами МСП. Объемы производства
данной продукции в 2022 году увеличились
на 2,1% и составили 7053,96 тыс. декалитров. В
связи со снижением спроса потребителей в
2023 году ожидается снижение производства
до 5 млн декалитров, в 2024 - 2026 годах объемы
производства пива и напитков,
изготавливаемых на основе пива,
прогнозируются с небольшим ростом. В 2024
году на 2% до 5,1 млн декалитров, в 2025 году
на 1% - до 5,15 млн декалитров, в 2026 году на 1% -
до 5,2 млн декалитров.
Подраздел 1.2. Показатели,
характеризующие уровень жизни населения
Демографическая ситуация в Ивановской
области на протяжении нескольких лет
характеризуется снижением общей
численности населения. Это результат
отрицательного сальдо естественного
воспроизводства.
На 01.01.2023 удельный вес численности
населения Ивановской области составил
порядка 0,6% от численности населения
Российской Федерации и примерно 2,3% от
численности населения Центрального
федерального округа. Плотность
населения Ивановской области на начало
2023 года - 41,96 человек на 1 кв. км.
По итогам проведения Всероссийской
переписи населения 2020 года численность
населения Ивановской области была
скорректирована в сторону уменьшения.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2022
численность населения составила 924114
человек. Также в 2022 году продолжилась
основная тенденция сокращения
численности населения области,
являющаяся результатом превышения числа
умерших над числом родившихся, которая
усилилась вследствие пандемии
коронавирусной инфекции COVID-19. За 2022 год
численность постоянного населения
Ивановской области сократилась на 9,39
тыс. человек, или на 1,02%, и на 01.01.2023
составила 914,7 тыс. человек. Общее
снижение численности населения региона
обусловлено также и тем, что
естественная убыль населения не
компенсируется миграционным притоком.
В 2022 году миграционный отток составил 0,39
тыс. человек. На протяжении нескольких
лет миграционный приток отмечается, в
основном, из стран СНГ, а именно: из
Таджикистана, Азербайджана, Армении и
Узбекистана. Миграционный отток жителей
Ивановской области направлен, в
основном, в другие регионы Российской
Федерации.
По-прежнему в Ивановской области
удельный вес женщин значительно больше,
чем мужчин, - 55,1% и 44,9% соответственно.
Также в Ивановском регионе остается
высоким уровень урбанизации, а именно:
численность городского населения на
01.01.2023 составила 750,7 тыс. человек, или 82,1%
от общей численности постоянного
населения Ивановской области, сельского
населения - 164 тыс. человек, или 17,9%
соответственно.
В 2023 году продолжится сокращение
численности населения Ивановской
области. По оценке, в 2023 году
среднегодовая численность населения
Ивановской области составит 910,3 тыс.
человек, что на 1,0% меньше данного
показателя 2022 года.
Прогноз развития демографической
ситуации в области на 2024 - 2026 годы
рассчитан с учетом сложившихся
тенденций, анализа половозрастной
структуры населения, миграционной
ситуации. На протяжении прогнозного
периода предполагается дальнейшее
сокращение численности населения
области, однако масштабы его не
увеличатся. Этому будут способствовать
дальнейшая реализация мер на
федеральном и областном уровнях,
направленных на сохранение и укрепление
здоровья населения области, увеличение
рождаемости и продолжительности жизни,
сокращение уровня смертности,
формирование мотивации для ведения
здорового образа жизни. Принимаемые в
области меры по улучшению
социально-экономической ситуации будут
способствовать повышению миграционной
привлекательности региона.
В прогнозном периоде 2024 - 2026 годов в
Ивановской области сохранится тенденция
сокращения численности населения. В 2024
году среднегодовая численность
постоянного населения составит 902,9 тыс.
человек, в 2026 году она достигнет значения
888,9 тыс. человек.
При прогнозировании численности занятых
в экономике учитывались демографические
факторы (рождаемость, смертность,
миграция), тенденции развития реального
сектора экономики, а также сложившиеся
тенденции в области формирования и
использования трудовых ресурсов.
Существенных изменений в структуре
занятых по видам экономической
деятельности в прогнозном периоде не
произойдет.
Среднегодовая численность занятых в
экономике по итогам 2023 года, по оценке,
вырастет на 1% и составит 443,5 тыс. человек.
В 2024 году показатель составит 449 тыс.
человек, к 2026 году вырастет до 455 тыс.
человек.
В 2022 году среднемесячная номинальная
заработная плата одного работника
увеличилась по сравнению с предыдущим
годом на 12,3% и составила 36379,9 рубля. В 2023
году, по оценке, данный показатель
вырастет на 10,1% по сравнению с 2022 годом и
составит 40054,3 рубля. Фонд заработной
платы в 2023 году оценивается в
действующих ценах в размере 107,6 млрд
рублей.
В 2024 году среднемесячная заработная
плата одного работника увеличится на 7,1%
до 42898,1 рубля при среднесписочной
численности работников 221 тыс. человек,
фонд заработной платы составит порядка
113,5 млрд рублей с ростом к 2023 году на 5,7%.
Определенное влияние на рост заработной
платы окажет увеличение с 01.01.2024
минимального размера оплаты труда на 18,5%
до 19242 рублей. Фонд заработной платы
составит порядка 113,8 млрд рублей с ростом
к 2023 году на 5,7%.
В 2025 году фонд заработной платы
увеличится на 6,2% до 120,8 млрд рублей,
среднемесячная заработная плата по
области составит 45815,2 рубля при
среднесписочной численности работников
219,7 тыс. человек.
В 2026 году фонд заработной платы
увеличится на 6,7% и составит 128,9 млрд
рублей, среднемесячная заработная плата
по области вырастет на 6,6% до 48839 рублей
при среднесписочной численности
работников 219,9 тыс. человек.
Среднемесячный доход от трудовой
деятельности по Ивановской области в 2023
году оценивается в размере 31236 рублей
(111,1% к уровню 2022 года).
(в ред. Постановления Правительства
Ивановской области от 23.09.2024 N 429-п)
В прогнозном периоде величина
среднемесячного дохода от трудовой
деятельности достигнет следующих
значений: 35809 рублей (2024 год), 38351,4 рубля
(2025 год) и 40767,5 рубля (2026 год). Темпы роста
составят 114,6%, 107,1% и 106,3% соответственно.
(в ред. Постановления Правительства
Ивановской области от 23.09.2024 N 429-п)
Ситуация на рынке труда в регионе
характеризуется следующими
показателями.
По состоянию на 01.09.2023 уровень
безработицы составил 0,4% к экономически
активному населению. Численность
безработных составила 2120 человек,
снизившись на 17,7% по сравнению с началом
января 2023 года.
По прогнозным оценкам, до конца текущего
года резких колебаний на рынке труда не
ожидается. Уровень регистрируемой
безработицы и коэффициент напряженности
на рынке труда сохранятся на уровне
достигнутых значений.
Реализация комплекса мер, направленных
на решение задач по сохранению
устойчивого развития экономики в
условиях санкционного давления, дает
основание прогнозировать в 2024 - 2026 годах
основные индикаторы рынка труда с
положительной динамикой.
Сохранению стабильности на рынке труда
также будет способствовать:
реализация программных мероприятий по
содействию в трудоустройстве
безработных граждан, в том числе в рамках
национальных проектов;
создание новых рабочих мест за счет
реализации на территории региона
инвестиционных проектов;
приток иностранных граждан требуемой
квалификации, в том числе из числа бывших
соотечественников, проживающих за
рубежом, что положительно отразится на
сокращении миграционных потоков за
пределы региона и позволит частично
сбалансировать спрос и предложение
рабочей силы на рынке труда.
Регистрируемая безработица на конец 2026
года прогнозируется на уровне 0,4%,
численность безработных составит 2,1 тыс.
человек.
Величина прожиточного минимума на душу
населения в Ивановской области и по
основным социально-демографическим
группам на 2023 год установлена
постановлением Правительства
Ивановской области от 20.12.2022 N 777-п. В 2023
году прожиточный минимум в среднем на
душу населения вырос по сравнению с 2022
годом на 4,4% и составил 13369 рублей.
В 2024 году прогнозируется рост показателя
на 8,7% по сравнению с 2023 годом до 14526
рублей, в 2025 году - до 15908 рублей и в 2026
году - до 17550 рублей.
Раздел 2. ПОКАЗАТЕЛИ ПРОГНОЗА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2024 ГОД И ПЛАНОВЫЙ
ПЕРИОД 2025 И 2026 ГОДОВ
Показатель |
Единица измерения |
Отчет |
Отчет |
Оценка |
Прогноз | ||
|
|
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
Подраздел 2.1. Экономические показатели | |||||||
2.1.1. Валовой региональный продукт (ВРП) |
млн руб. в основных ценах соответствующих лет |
300626,3 <*> |
321920,0 <**> |
352210,4 |
376252,9 |
406846,4 |
433698,2 |
Индекс физического объема ВРП |
% к предыдущему году в сопоставимых основных ценах |
101,9 <*> |
98,8 <**> |
100,1 |
101,4 |
102,3 |
102,5 |
2.1.2. Промышленное производство |
|
|
|
|
|
|
|
Индекс промышленного производства, всего |
% к предыдущему году |
108,8 |
101,8 |
100,1 |
100,9 |
101,3 |
101,9 |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами: |
млн руб. |
263599,9 |
302878,9 |
321879,5 |
342535,5 |
365031,1 |
389441,9 |
Добыча полезных ископаемых |
млн руб. |
1240,6 |
1421,2 |
1503,9 |
1595,9 |
1690,5 |
1791,1 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
114,0 |
85,2 |
98,9 |
100,2 |
100,6 |
101,0 |
Обрабатывающие производства, всего |
млн руб. |
225176,5 |
266506,0 |
287113,9 |
306192,3 |
326733,9 |
348987,9 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
107,5 |
105,2 |
101,5 |
101,1 |
101,5 |
102,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
Производство пищевых продуктов |
млн руб. |
16747,4 |
16291,4 |
16887,5 |
17596,8 |
18355,5 |
19167,4 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
97,0 |
85,0 |
99,1 |
100,0 |
100,3 |
100,6 |
Производство текстильных изделий |
млн руб. |
77004,5 |
92262,2 |
103372,4 |
110915,7 |
119020,4 |
127734,5 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
117,0 |
105,9 |
105,7 |
101,8 |
102,1 |
102,7 |
Производство одежды |
млн руб. |
16178,4 |
19563,1 |
20826,4 |
22514,8 |
24274,1 |
26201,5 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
121,5 |
116,5 |
99,4 |
101,7 |
102,0 |
102,8 |
Производство кожи и изделий из кожи |
млн руб. |
289,2 |
231,9 |
242,7 |
253,6 |
264,5 |
276,0 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
184,1 |
93,3 |
99,2 |
100,2 |
100,5 |
100,8 |
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
млн руб. |
7555,0 |
8027,6 |
7390,6 |
7316,1 |
7389,3 |
7522,6 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
116,5 |
91,0 |
92,9 |
98,5 |
100,0 |
100,3 |
Производство бумаги и бумажных изделий |
млн руб. |
613,3 |
482,9 |
506,6 |
533,2 |
562,3 |
594,2 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
103,2 |
100,8 |
100,4 |
101,0 |
101,5 |
102,0 |
Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
млн руб. |
4459,1 |
4503,2 |
4731,4 |
5001,8 |
5273,1 |
5543,9 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
132,8 |
96,9 |
99,4 |
100,3 |
100,5 |
100,8 |
Производство химических веществ и химических продуктов |
млн руб. |
9662,5 |
7469,4 |
7806,1 |
8158,7 |
8536,2 |
8949,2 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
101,4 |
93,8 |
100,2 |
100,4 |
100,7 |
101,0 |
Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
млн руб. |
3102,6 |
4485,2 |
4756,9 |
5101,0 |
5481,7 |
5849,2 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
95,5 |
120,7 |
98,2 |
100,5 |
101,0 |
101,5 |
Производство резиновых и пластмассовых изделий |
млн руб. |
7997,8 |
8543,0 |
9219,6 |
9766,0 |
10287,8 |
10913,3 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
74,4 |
78,5 |
102,1 |
100,5 |
101,0 |
102,0 |
Производство прочей неметаллической минеральной продукции |
млн руб. |
4475,4 |
4920,2 |
5362,1 |
5697,3 |
6072,3 |
6491,7 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
110,1 |
83,8 |
103,2 |
101,0 |
101,7 |
102,5 |
Производство металлургическое |
млн руб. |
18503,5 |
12723,3 |
13428,8 |
14174,7 |
15036,5 |
16029,2 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
79,6 |
111,5 |
101,0 |
101,3 |
102,0 |
102,6 |
Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
млн руб. |
11946,3 |
17413,3 |
18543,1 |
19933,8 |
21434,5 |
23056,0 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
124,5 |
101,6 |
98,6 |
100,0 |
100,4 |
101,0 |
Производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
млн руб. |
12690,5 |
30286,6 |
32873,0 |
35334,7 |
37949,2 |
40686,4 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
83,7 |
135,6 |
100,5 |
101,5 |
101,8 |
102,4 |
Производство электрического оборудования |
млн руб. |
3954,2 |
4866,9 |
5283,3 |
5699,0 |
6149,1 |
6636,5 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
104,5 |
116,6 |
100,7 |
101,0 |
101,6 |
102,3 |
Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
млн руб. |
5996,6 |
8443,4 |
9102,0 |
9769,6 |
10488,9 |
11275,2 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
108,8 |
118,9 |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
101,7 |
Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
млн руб. |
6717,2 |
6160,3 |
6683,9 |
7213,5 |
7780,2 |
8401,9 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
112,0 |
80,3 |
100,0 |
100,3 |
100,8 |
101,4 |
Производство мебели |
млн руб. |
9672,4 |
10477,8 |
10916,0 |
11430,4 |
11970,5 |
12549,3 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
107,1 |
116,3 |
99,6 |
100,3 |
100,6 |
100,9 |
Производство прочих готовых изделий |
млн руб. |
1963,4 |
1754,5 |
1909,9 |
2075,4 |
2255,5 |
2451,2 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
138,2 |
99,7 |
102,6 |
103,0 |
103,5 |
103,9 |
Ремонт и монтаж машин и оборудования |
млн руб. |
2909,7 |
3531,1 |
3786,9 |
4071,5 |
4353,5 |
4629,5 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
61,3 |
107,5 |
99,3 |
100,2 |
100,4 |
100,7 |
Обеспечение электроэнергией, газом и паром; кондиционирование воздуха |
млн руб. |
30420,2 |
27275,0 |
25302,8 |
26350,8 |
27747,3 |
29305,6 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
123,1 |
85,5 |
86,7 |
98,9 |
100,0 |
100,3 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений |
млн руб. |
6762,5 |
7676,7 |
7958,8 |
8396,6 |
8859,3 |
9357,3 |
Индекс производства |
% к предыдущему году |
91,0 |
100,3 |
97,9 |
100,0 |
100,2 |
100,4 |
Производство в натуральном выражении тканей хлопчатобумажных |
млн кв. м |
738,9 |
675,9 |
677,3 |
681,0 |
685,5 |
689,4 |
|
% к предыдущему году |
99,5 |
91,5 |
100,2 |
100,5 |
100,7 |
100,6 |
2.1.3. Сельское хозяйство |
|
|
|
|
|
|
|
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
22497,3 |
23879,6 |
24818,0 |
26641,0 |
28523,9 |
30002,4 |
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
% к предыдущему году |
96,8 |
100,9 |
102,5 |
102,6 |
102,8 |
101,0 |
2.1.4. Рынок товаров и услуг |
|
|
|
|
|
|
|
Индекс потребительских цен |
декабрь к декабрю предыдущего года, % |
109,9 |
112,7 |
103,5 |
105,3 |
105,0 |
104,7 |
Индекс потребительских цен (среднегодовой) |
к предыдущему году, % |
107,9 |
116,0 |
105,1 |
105,2 |
104,8 |
104,5 |
Оборот розничной торговли |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
207733,2 |
245588,9 |
267656,3 |
292465,4 |
317198,0 |
344058,3 |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,3 |
101,5 |
103,5 |
102,6 |
102,9 |
103,5 |
Объем платных услуг населению |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
45763,0 |
52030,0 |
59680,5 |
64777,4 |
69914,0 |
74886,6 |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
106,8 |
103,4 |
101,7 |
102,3 |
102,4 |
102,5 |
2.1.5. Инвестиции |
|
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, всего |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
45269,2 |
59451,1 |
64660,4 |
70196,7 |
76286,2 |
82907,4 |
|
% к предыдущему году в действующих ценах |
102,0 |
131,3 |
108,8 |
108,6 |
108,7 |
108,7 |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
97,2 |
113,0 |
102,8 |
103,0 |
103,5 |
103,9 |
2.1.6. Строительство |
|
|
|
|
|
|
|
Объем выполненных работ по виду деятельности "строительство" |
млн руб. в ценах соответствующих лет |
52942,0 |
58993,3 |
61599,3 |
64987,2 |
68643,1 |
72657,3 |
|
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
115,0 |
98,8 |
98,6 |
100,0 |
100,5 |
101,0 |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования |
тыс. кв. м общей площади |
362,6 |
392,4 |
393,0 |
398,0 |
398,0 |
398,0 |
Темп роста |
% к предыдущему году |
108,8 |
108,2 |
100,2 |
101,3 |
100,0 |
100,0 |
2.1.7. Малое и среднее предпринимательство |
|
|
|
|
|
|
|
Число малых и средних предприятий, включая микропредприятия (на конец года) |
единиц |
40637,0 |
40760,0 |
40883,0 |
41018,0 |
41135,0 |
41268,0 |
Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, включая микропредприятия (без внешних совместителей) |
тыс. человек |
112,2 |
117,5 |
116,7 |
116,7 |
116,9 |
117,6 |
Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия |
млрд руб. в ценах соответствующих лет |
544,7 |
576,6 |
605,5 |
621,2 |
641,4 |
666,2 |
Доля среднесписочной численности работников на предприятиях малого и среднего предпринимательства в общей численности занятого населения |
% |
25,3 |
26,8 |
26,3 |
26,0 |
25,7 |
25,9 |
2.1.8. Прибыль прибыльных организаций |
млн рублей |
28515,6 |
31432,2 |
32250,0 |
33210,0 |
34380,0 |
35790,0 |
2.1.9. Производство подакцизных товаров в натуральном выражении: |
|
|
|
|
|
|
|
Водка и ликеро-водочные изделия |
тыс. дкл |
278,3 |
417,1 |
370,0 |
- <***> |
- <***> |
- <***> |
Пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива |
тыс. дкл |
6909,6 |
7054,0 |
5000,0 |
5100,0 |
5150,0 |
5200,0 |
Подраздел 2.2. Показатели, характеризующие уровень жизни населения Ивановской области | |||||||
Численность постоянного населения (среднегодовая), всего |
тыс. человек |
981,9 |
919,4 |
910,3 |
902,9 |
895,7 |
888,9 |
Темп роста |
% к предыдущему году |
99,0 |
93,6 |
99,0 |
99,2 |
99,2 |
99,2 |
Среднегодовая численность занятых в экономике |
тыс. человек |
443,4 |
439,2 <**> |
443,5 |
449,0 |
455,0 |
455,0 |
Фонд начисленной заработной платы всех работников |
млн руб. |
93244,5 |
100586,0 |
107644,8 |
113788,4 |
120797,1 |
128898,6 |
Среднесписочная численность работников организаций |
тыс. человек |
239,8 |
230,4 |
224,0 |
221,0 |
219,7 |
219,9 |
Среднемесячная номинальная заработная плата |
рублей |
32402,6 |
36379,9 |
40054,3 |
42898,1 |
45815,2 |
48839,0 |
Темп роста |
% к предыдущему году |
111,4 |
112,3 |
110,1 |
107,1 |
106,8 |
106,6 |
Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности) |
рублей |
25909,0 |
28110,0 |
31236,0 |
35809,0 |
38351,4 |
40767,5 |
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 23.09.2024 N 429-п) | |||||||
Темп роста |
% к предыдущему году |
108,1 |
108,5 |
111,1 |
114,6 |
107,1 |
106,3 |
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 23.09.2024 N 429-п) | |||||||
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) |
тыс. человек |
3,8 |
2,6 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) |
% |
0,7 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
Величина прожиточного минимума на душу населения |
рублей/месяц |
10761,0 |
12806,0 |
13369,0 |
14526,0 |
15908,0 |
17550,0 |
* Предварительные данные Росстата.
** Оценка.
*** По информации АО "Шуйская водка",
в связи со сложной макроэкономической
ситуацией в отрасли (и смежных отраслях)
прогнозирование показателя по
производству водки и ликеро-водочных
изделий в среднесрочном периоде не
представляется возможным.
Ссылается на
- Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019-2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", по льготной ставке (с изменениями на 20 июля 2023 года)
- Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, направленных на увеличение объемов реализации продукции и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции (с изменениями на 29 декабря 2022 года) (утратило силу с 01.09.2024 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.08.2024 № 1131)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)