Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2023 года N 276-а


Об утверждении государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области"

(с изменениями на 7 апреля 2025 года)

(в ред. постановлений администрации Костромской области от 02.12.2024 N 427-а, от 20.12.2024 N 471-а, от 07.04.2025 N 128-а)



     В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 26 июня 2023 года N 260-а "О системе управления государственными программами Костромской области" администрация Костромской области постановляет:


     1. Утвердить прилагаемую государственную программу Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области".


     2. Признать утратившими силу:


     1) постановление администрации Костромской области от 31 июля 2014 года N 315-а "Об утверждении государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области";


     2) постановление администрации Костромской области от 29 декабря 2014 года N 553-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     3) постановление администрации Костромской области от 26 марта 2015 года N 112-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     4) постановление администрации Костромской области от 1 июля 2015 года N 246-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     5) постановление администрации Костромской области от 9 июня 2016 года N 186-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     6) постановление администрации Костромской области от 29 декабря 2016 года N 534-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     7) постановление администрации Костромской области от 10 апреля 2017 года N 145-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     8) постановление администрации Костромской области от 19 июня 2017 года N 238-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     9) постановление администрации Костромской области от 27 ноября 2017 года N 436-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     10) постановление администрации Костромской области от 30 марта 2018 года N 111-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     11) постановление администрации Костромской области от 24 сентября 2018 года N 391-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     12) постановление администрации Костромской области от 28 января 2019 года N 18-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     13) постановление администрации Костромской области от 27 мая 2019 года N 189-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     14) постановление администрации Костромской области от 23 декабря 2019 года N 523-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     15) постановление администрации Костромской области от 30 марта 2020 года N 99-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     16) постановление администрации Костромской области от 25 мая 2020 года N 205-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     17) постановление администрации Костромской области от 3 августа 2020 года N 336-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     18) постановление администрации Костромской области от 1 марта 2021 года N 78-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     19) постановление администрации Костромской области от 1 апреля 2021 года N 164-а "О внесении изменения в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     20) постановление администрации Костромской области от 22 ноября 2021 года N 516-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     21) постановление администрации Костромской области от 21 марта 2022 года N 102-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     22) постановление администрации Костромской области от 24 марта 2022 года N 114-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     23) постановление администрации Костромской области от 20 июня 2022 года N 287-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     24) постановление администрации Костромской области от 18 июля 2022 года N 339-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     25) постановление администрации Костромской области от 26 сентября 2022 года N 476-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     26) постановление администрации Костромской области от 14 ноября 2022 года N 561-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     27) постановление администрации Костромской области от 14 января 2023 года N 1-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     28) постановление администрации Костромской области от 2 марта 2023 года N 60-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     29) постановление администрации Костромской области от 27 марта 2023 года N 109-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а";


     30) постановление администрации Костромской области от 2 мая 2023 года N 174-а "О внесении изменений в постановление администрации Костромской области от 31.07.2014 N 315-а".


     3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 года и подлежит официальному опубликованию.



Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ



Приложение


Утверждена
постановлением
администрации
Костромской области
от 10 июля 2023 г. N 276-а



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ"

(в ред. постановления администрации Костромской области от 07.04.2025 N 128-а)


Приоритеты и цели государственной политики Костромской области в сфере содействия занятости


Раздел I. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


     1. В 2024 году ситуация на рынке труда Костромской области в целом сохранялась стабильной.


     2. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, в 2024 году численность безработных граждан (в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ) достигла пиковых значений в июле-сентябре 2024 года (6,9 тыс. человек), по сравнению с 2023 годом численность безработных граждан уменьшилась на 1,8 тыс. человек, или на 20,7 процента. Уровень безработицы в пиковых значениях достигал 2,5 процента, что ниже значения 2023 года на 0,6 процентного пункта.


     3. В течение 2024 года в службу занятости населения Костромской области в целях содействия в поиске подходящей работы обратилось 15,9 тыс. человек, из них признано безработными 2,2 тыс. человек (в 2023 году значения данных показателей были 14,6 тыс. человек и 2,9 тыс. человек соответственно).


     4. Численность зарегистрированных безработных в конце 2024 года составила 0,5 тыс. человек (в 2023 году - 0,9 тыс. человек). В 2024 году в связи с постепенным преодолением последствий введения недружественными государствами санкций в отношении Российской Федерации численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 42,8 процента.


     5. Официально наибольший уровень регистрируемой безработицы в Костромской области отмечался 1 января и 1 июня 2024 года - 0,28 процента. При этом уменьшение уровня регистрируемой безработицы за 2024 год составило 0,11 процентного пункта.


     6. В целях недопущения массовых увольнений и сохранения рабочих мест Правительством Российской Федерации и администрацией Костромской области приняты меры, направленные на сохранение темпов экономического роста, уровня занятости и доходов населения.


     7. По итогам проведенной работы, по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Костромской области, численность безработных граждан (в соответствии с методологией МОТ) в среднем за октябрь-декабрь 2024 года составила 6,3 тыс. человек, уровень безработицы составил 2,2 процента. Численность зарегистрированных безработных к концу 2024 года снизилась до 0,5 тыс. человек, уровень регистрируемой безработицы составил 0,17 процента.


     8. В связи с адаптацией экономики Костромской области к последствиям введения недружественными государствами санкций в отношении Российской Федерации численность вакансий, заявленных предприятиями и организациями в органы службы занятости населения Костромской области, по состоянию на 1 января 2025 года составила 7,8 тыс. вакансий и по сравнению с 1 января 2024 года увеличилась на 0,6 тыс. вакансий, или на 8,2 процента.


     Всего за 2024 год в службу занятости населения работодателями заявлено около 41,5 тыс. вакансий. Среди рабочих профессий наибольшим спросом пользовались профессии - водители автомобиля, станочники, продавцы, повара, электромонтеры, трактористы, слесари-ремонтники, сварщики. Среди должностей служащих - врачи, инженеры, фельдшеры, учителя, медицинские сестры, воспитатели, механики.


     9. Коэффициент напряженности на рынке труда Костромской области по состоянию на 31 декабря 2024 года составил 0,1 безработного на одну представленную вакансию, что соответствует показателю на начало года (максимальное значение - 0,2 на 1 февраля 2024 года).


     10. Численность граждан, трудоустроенных при содействии службы занятости, в 2024 году составила 12,8 тыс. человек, из них 2,6 тыс. граждан трудоустроены на постоянные работы (20,2 процента). Из общего числа граждан, обратившихся в органы службы занятости населения в поиске подходящей работы, трудоустроены 80,6 процента.


     11. Средняя продолжительность регистрируемой безработицы на конец 2024 года составила 2,7 месяца (годом ранее - 4,7 месяца).


     12. Решение целого комплекса задач в сфере занятости населения, включая обеспечение защиты населения Костромской области от безработицы, содействие трудоустройству, предоставление гражданам информационных, профориентационных и образовательных услуг в целях трудоустройства, обеспечение различных сфер экономики Костромской области квалифицированными трудовыми ресурсами в необходимом количестве и требуемой квалификации, будет способствовать сохранению стабильности ситуации на рынке труда.


     13. В 2022 году в рамках реализации национального проекта "Демография" в Костромской области запущена модернизация центров занятости населения. Пилотным центром занятости населения был определен ОГКУ "Центр занятости населения по городу Волгореченску" (Костромская область, г. Волгореченск, ул. Имени 50-летия Ленинского Комсомола, д. 17а).


     В новом кадровом центре проведен капитальный ремонт здания с внедрением единого фирменного стиля "Работа России" и оборудованием парковочных мест и входа для маломобильных граждан; разработаны и внедрены новые сервисы и технологии работы (паспорта жизненных ситуаций и бизнес-ситуаций); закуплены два мобильных офиса для осуществления выездных мероприятий для граждан и работодателей (ярмарки вакансий, выездные собеседования, профориентационные мероприятия); закуплено необходимое техническое оснащение, в том числе оборудование зоны цифровых сервисов.


     С 2023 года Костромская область вошла в число 17 пилотных субъектов Российской Федерации, отобранных для реализации проекта по комплексной модернизации службы занятости населения. Цель проекта - повышение эффективности работы региональной службы занятости населения по предоставлению гражданам и работодателям региона государственных услуг в сфере занятости населения. Главная задача проекта - повышение уровня доступности и качества оказываемых государственных услуг. Комплексная модернизация службы занятости населения Костромской области позволит оперативно и проактивно действовать в отношении рисков безработицы и неэффективной занятости, а также содействовать реализации профессионального потенциала граждан и удовлетворению потребности работодателей в кадровых ресурсах. Централизация кадровых, финансовых, хозяйственных процессов и методическое сопровождение обеспечивает возможность центрам занятости населения сосредоточиться на оказании государственных услуг в сфере занятости, а также сокращении расходов на управленческие мероприятия. Кроме оказания государственных услуг в сфере занятости в привычном формате, в результате модернизации службы занятости населения работа организована не только с обратившимися непосредственно в центр занятости населения гражданами и работодателями, но и проактивная работа с населением, осуществляются выезды на предприятия, испытывающие трудности при подборе персонала, с последующим закреплением индивидуального кадрового консультанта.


     14. В 2024 году органами службы занятости населения Костромской области было организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование работников промышленных предприятий, находящихся под риском увольнения, включая введение режима неполного рабочего времени, простой, временную приостановку работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, проведение мероприятий по высвобождению работников. Заключены соглашения с 3 промышленными предприятиями Костромской области на финансовое обеспечение расходов предприятий на оплату стоимости обучения работников, находящихся под риском увольнения. Прошли обучение 376 человек.


     15. В результате нормализации деловой активности предприятий на 8,7 процента, с 14 634 человек в 2023 году до 15 909 человек в 2024 году, увеличилась численность граждан, обратившихся в целях поиска подходящей работы в ОГКУ "Центр занятости населения Костромской области". Из числа лиц, обратившихся в органы службы занятости в поиске подходящей работы, признаны безработными в 2024 году 2,2 тыс. человек (в 2023 году - 2,9 тыс. человек, на 32,9 процента больше).


     16. Положительные тенденции на рынке труда Костромской области соответствуют общероссийским.


     17. Несмотря на положительные тенденции, в целом на рынке труда Костромской области существует ряд серьезных проблем:


     1) сокращение численности населения трудоспособного возраста и сокращение доли трудоспособного населения в общей численности населения - с 2016 года, несмотря на постепенное повышение пенсионного возраста, численность трудоспособного населения Костромской области с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2020 года сократилась на 39,8 тыс. человек и на 1 января 2024 года составила 305,4 тыс. человек.. Доля трудоспособного населения в общей численности населения уменьшилась на 0,7 процентных пункта.


     Демографическую ситуацию в регионе осложняют миграционные процессы. В январе-ноябре 2024 года число выбывших из Костромской области превысило число прибывших, миграционная убыль составила 101 человек.


     Снижение численности населения трудоспособного возраста приводит к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, к сокращению предложения трудовых ресурсов, что становится существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста. Регион испытывает дефицит трудовых ресурсов. На регистрируемом рынке труда спрос по рабочим профессиям в 2024 году в 6,7 раз превысил предложение;


     2) влияние глобальных вызовов - введение в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц экономических санкций приводит к рискам затруднения осуществления деятельности или приостановки предприятий Костромской области. Нарушение поставок, сбыта и логистических маршрутов обеспечения деятельности предприятий промышленности может привести к высвобождению работников и росту уровня безработицы.


     18. В настоящее время на территории региона количество заявленных в службу занятости вакансий - 7 813 единиц, что позволяет удерживать коэффициент напряженности на рынке труда 0,1 единицы, который соответствует значению на 1 января 2025 года.


     19. Проведение оперативного мониторинга ситуации на рынке труда и реализация мер проактивной поддержки занятости населения Костромской области позволят нивелировать последствия экономических санкций и обеспечить социально-экономическую стабильность в регионе. В целях сохранения трудовых коллективов и недопущения увольнения работников в Костромской области принимаются опережающие меры. С каждым предприятием, где есть угроза высвобождения работников, ведется индивидуальная работа, назначены кураторы от центров занятости населения.


     20. Так, по состоянию на 1 января 2025 года под угрозой высвобождения в организациях Костромской области находятся 138 человек, из них 138 человек предполагаются к увольнению. Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, составляет 489 человек, что на 366 человек, или 42,8 процента, меньше, чем на 1 января 2024 года. При этом численность получателей пособия по безработице составляет 448 человек, или 92 процента от общей численности безработных. Уровень регистрируемой безработицы составляет 0,17 процента, что на 0,11 процентного пункта меньше, чем на 1 января 2024 года.


     21. Таким образом, ситуация на региональном рынке труда остается стабильной, при этом в отдельных муниципальных образованиях Костромской области для реализации инвестиционных проектов и для работы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса наблюдается нехватка рабочей силы, особенно квалифицированной или высококвалифицированной.


     22. Итоги выборочных обследований населения Костромской области по проблемам занятости фиксируют разрыв между численностью безработных, определяемых в соответствии с методологией МОТ, и численностью безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. В органах службы занятости регистрируются граждане, ищущие работу и готовые приступить к ней, а по методологии МОТ учитываются все неработающие граждане.


     23. Существует проблема трудоустройства граждан, имеющих низкую конкурентоспособность на рынке труда (женщины, имеющие малолетних детей, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы)).



Раздел II. СВЕДЕНИЯ О ВЗАИМОСВЯЗИ СО СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ПРИОРИТЕТАМИ, ЦЕЛЯМИ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


     24. Реализация мероприятий государственной программы Костромской области "Содействие занятости населения Костромской области" (далее - Программа) направлена на достижение стратегических приоритетов и целей, обозначенных в следующих документах:


     1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" (целевой показатель "Снижение уровня бедности ниже 7 процентов к 2030 году и ниже 5 процентов к 2036 году, в том числе уровня бедности многодетных семей до 12 процентов к 2030 году и до 8 процентов к 2036 году" национальной цели развития Российской Федерации "Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи");


     2) Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2024 года N 1014 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (показатель "Уровень бедности");


     3) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 августа 2024 года N 2233-р;


     4) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года N 4146-р.


     25. Целевой показатель "Снижение уровня бедности" также обозначен как один из основных в сфере содействия занятости населения, определенный в соответствии с национальными целями, в государственной программе Российской Федерации "Содействие занятости населения", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения".


     26. В рамках Программы реализуются следующие мероприятия по содействию занятости населения, направленные на достижение указанного целевого показателя:


     1) организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время;


     2) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование отдельных категорий граждан по направлению службы занятости;


     3) организация временного трудоустройства безработных, испытывающих трудности в поиске работы;


     4) содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных;


     5) организация проведения оплачиваемых общественных работ;


     6) организация сопровождения при содействии занятости инвалидов;


     7) организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;


     8) содействие в повышении мобильности трудовых ресурсов.


     27. Реализация мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию отдельных категорий граждан по направлению службы занятости включает следующие категории граждан:


     1) безработные граждане по направлению службы занятости;


     2) ищущие работу граждане из числа участников специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, и членов их семей;


     3) работники организаций оборонно-промышленного комплекса, а также граждане, обратившиеся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы и заключившие ученический договор с организациями оборонно-промышленного комплекса.


     28. Социальные выплаты безработным гражданам (пособие по безработице) также способствуют поддержанию их доходов и оказывают влияние на величину среднедушевых денежных доходов населения.



Раздел III. ОПИСАНИЕ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


     29. Приоритетом государственной политики в сфере содействия занятости населения в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих развитию гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, повышению качества рабочей силы и мотивации к труду.



Раздел IV. ЦЕЛЬ (ЦЕЛИ) ПРОГРАММЫ


     30. Цель Программы - обеспечение к 2030 году величины регистрируемой безработицы на уровне не более 0,67 процента.


     31. В качестве показателя, отражающего конечный общественно значимый социально-экономический эффект от реализации Программы, предусмотрен показатель "уровень регистрируемой безработицы".


     32. В соответствии с указанной целью предусматривается решение следующих задач Программы:


     1) содействие занятости ищущих работу граждан;


     2) повышение конкурентоспособности граждан на рынке труда;


     3) обеспечение инвалидам равных возможностей на рынке труда;


     4) удовлетворение необеспеченного внутреннего спроса экономики Костромской области на рабочую силу за счет внешней и внутренней трудовой миграции;


     5) обеспечение гарантий социальной поддержки безработных граждан;


     6) создание условий для привлечения работодателями необходимых трудовых ресурсов из других субъектов Российской Федерации;


     7) повышение информированности населения и работодателей по вопросам трудовой мобильности;


     8) удовлетворение кадровой потребности работодателей Костромской области.


     33. Планируется, что реализация Программы к 2030 году позволит удержать показатель регистрируемой безработицы в Костромской области на уровне 0,67 процента.


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2025 Кодекс ИТ