ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2023 года N 40
О внесении изменений в постановление
Правительства Забайкальского края от 9
февраля 2021 года N 28 "Об утверждении
региональной программы Забайкальского
края "Снижение доли населения с доходами
ниже прожиточного минимума"
В целях приведения нормативной
правовой базы Забайкальского края в
соответствие с действующим
законодательством Правительство
Забайкальского края постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения,
которые вносятся в постановление
Правительства Забайкальского края от 9
февраля 2021 года N 28 "Об утверждении
региональной программы Забайкальского
края "Снижение доли населения с доходами
ниже прожиточного минимума".
Исполняющий обязанности председателя
Правительства Забайкальского края
А.И.КЕФЕР
Утверждены
постановлением Правительства
Забайкальского края
от 1 февраля 2023 г. N 40
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ ОТ 9 ФЕВРАЛЯ 2021 ГОДА N
28 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ
НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО
МИНИМУМА"
1. В наименовании слова
"прожиточного минимума" заменить словами
"границы бедности".
2. В преамбуле слова "приказ
Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 7 августа 2020 года
N 491 "О внесении изменений в методические
рекомендации по разработке региональных
программ снижения доли населения с
доходами ниже прожиточного минимума,
утвержденные приказом Министерства
труда и социальной защиты Российской
Федерации от 11 июня 2020 года N 326" заменить
словами "Методические рекомендации по
разработке региональных программ
снижения доли населения с доходами ниже
прожиточного минимума, утвержденные
приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 11 июня 2020 года N 326".
3. В постановляющей части слова
"прожиточного минимума" заменить словами
"границы бедности".
4. В региональной программе
Забайкальского края "Снижение доли
населения с доходами ниже прожиточного
минимума", утвержденной указанным
постановлением:
1) в наименовании слова
"прожиточного минимума" заменить словами
"границы бедности";
2) в разделе I "Паспорт региональной
программы Забайкальского края "Снижение
доли населения с доходами ниже
прожиточного минимума":
а) в наименовании слова
"прожиточного минимума" заменить словами
"границы бедности";
б) в позиции "Наименование
региональной программы" слова
"прожиточного минимума" заменить словами
"границы бедности";
в) в позиции "Соисполнители
региональной программы" слова
"государственной власти" исключить;
г) в абзаце третьем позиции "Целевые
показатели региональной программы"
слова "прожиточного минимума" заменить
словами "границы бедности";
д) в позиции "Ожидаемые конечные
результаты реализации региональной
программы" слова "прожиточного минимума"
заменить словами "границы бедности";
3) раздел II "Общая характеристика
сферы реализации региональной
программы" изложить в следующей
редакции:
"II. Общая характеристика сферы
реализации региональной программы
Бедность как
социально-экономическое явление присуща
любому обществу и представляет
многогранную проблему. Ограничение
распространения бедности важно не
только из гуманитарных соображений, но и
с точки зрения сохранения и улучшения
физического, трудового,
интеллектуального потенциала будущих
поколений. Кроме того, бедность
ограничивает доступность
здравоохранения и образования, успешную
социализацию детей и молодежи. Поэтому
проблемы, связанные с оценкой бедности и
ее распространением, в настоящее время
находятся в центре внимания.
В соответствии с Указом Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года" одним из целевых показателей,
характеризующих достижение
национальной цели "Сохранение населения,
здоровье и благополучие людей", является
снижение уровня бедности в два раза по
сравнению с показателем 2017 года (22,0%) - до
9,8% к 2030 году. Численность населения с
денежными доходами ниже величины
границы бедности должна сократиться
более чем на 120,0 тыс. человек.
В 2019 году доля населения с
денежными доходами ниже величины
прожиточного минимума в Забайкальском
крае составила 21,5% (229,6 тыс. человек), что в
1,75 раза превысило среднероссийский
уровень (12,3%). Среди субъектов
Дальневосточного федерального округа по
данному показателю Забайкальский край
занимает 10-е место, опережая только
Еврейскую автономную область (23,9%).
Бедность возникает вследствие
разнообразных и взаимосвязанных причин.
Можно выделить две основные причины,
которые способствуют высокому уровню
бедности в Забайкальском крае: низкие
доходы занятого населения, особенно в
сельской местности, и неполный состав
семей или большая семейная нагрузка на
работающих в семьях с детьми (по оценке
Минтруда России почти 70% бедных - это
семьи, которые имеют детей).
В 4 квартале 2019 года соотношение
среднедушевых денежных доходов с
величиной прожиточного минимума в
Забайкальском крае составило 239,9% (по
Российской Федерации - 387,5%), со
среднемесячной начисленной заработной
платой - 385,2% (по Российской Федерации -
449,0%), со средним размером назначенных
пенсий - 142,4% (по Российской Федерации -
169,6%).
|
Соотношение среднедушевых денежных доходов, % | ||
|
с величиной прожиточного минимума |
со среднемесячной начисленной заработной платой |
со средним размером назначенных пенсий |
Забайкальский край |
239,9 |
385,2 |
142,4 |
Российская Федерация |
387,5 |
449,0 |
169,6 |
По состоянию на 1 января 2020 года
численность населения Забайкальского
края составила 1 059,7 тыс. человек, в том
числе городского - 722,5 тыс. человек (68,2%),
сельского - 337,2 тыс. человек (31,2%). Доля
сельского населения в Забайкальском
крае превышает долю сельского населения
в среднем по Дальневосточному
федеральному округу (27,1%) и по Российской
Федерации (25,3%). Сельские территории, как
правило, характеризуются более высоким
уровнем безработицы и бедности.
Так, согласно статистическому
мониторингу бедности
"Социально-экономические индикаторы
бедности", проведенному Росстатом, за 2018
год в сельских населенных пунктах
Забайкальского края находится 61,5%
малоимущих домашних хозяйств (имеющих
среднедушевые денежные доходы ниже
величины прожиточного минимума), по
Российской Федерации данный показатель
составил 50,9%. На городские населенные
пункты приходится 38,5% малоимущих
домашних хозяйств (по Российской
Федерации - 49,1%). В 72,0% малоимущих домашних
хозяйств имеются дети в возрасте до 18
лет.
Доля малоимущего населения в
сельских населенных пунктах края
составила 59,4% (по Российской Федерации -
51,4%). Необходимо отметить, что 51,5%
малоимущего населения - это население
трудоспособного возраста, 40,9% - дети в
возрасте до 16 лет, 7,6% - население старше
трудоспособного возраста. Почти
половина (49,7%) малоимущих заняты в
экономике.
Забайкальский край - один из
немногих субъектов Российской
Федерации, где численность детей и
подростков до 16 лет больше численности
лиц в возрасте старше трудоспособного
возраста, что в свою очередь также
значительно влияет на уровень бедности.
Распределение населения по основным
возрастным группам по состоянию на 1
января 2020 года выглядит следующим
образом.
|
Население |
В том числе: | ||||
|
|
городское |
сельское | |||
|
Забайкальский край |
Российская Федерация |
Забайкальский край |
Российская Федерация |
Забайкальский край |
Российская Федерация |
В возрасте, %: |
100,0 |
100,0 |
68,18 |
74,66 |
31,82 |
25,34 |
Моложе трудоспособного |
22,75 |
18,70 |
21,78 |
18,28 |
24,83 |
19,94 |
Трудоспособном |
57,24 |
56,34 |
59,12 |
57,08 |
53,22 |
54,17 |
Старше трудоспособного |
20,01 |
24,96 |
19,10 |
24,64 |
21,95 |
25,89 |
Таким образом, более "молодая"
возрастная структура населения
Забайкальского края, особенно в сельской
местности, способствует более высокому
уровню бедности.
В 2019 году среднедушевые денежные
доходы населения Забайкальского края
составили 25 703,0 руб., что на 32,0% ниже
показателя в среднем по
Дальневосточному федеральному округу (37
791,0 руб.) и на 27,1% ниже среднероссийского
показателя (35 249,0 руб.).
Среднедушевые денежные доходы в
малоимущих домашних хозяйствах за 2018 год
составили 7 644,7 руб., что соответствует
10-му месту среди субъектов
Дальневосточного федерального округа (в
целом по округу - 9 057,2 руб.). По данному
показателю Забайкальский край опережает
только Республику Бурятия (7 508,4 руб.).
Причем только в данных двух субъектах
имеются крайне бедные домашние
хозяйства (имеющие среднедушевые
денежные доходы ниже половины величины
прожиточного минимума). Среднедушевые
денежные доходы в крайне бедных домашних
хозяйствах составили по итогам 2018 года 3
418,8 руб.
В структуре денежных доходов
населения 68,5% составляет заработная
плата; 22,4% - социальные трансферты; 5,6% -
доходы от предпринимательской
деятельности; 1,5% - доходы от
собственности.
Величина прожиточного минимума на
душу населения в Забайкальском крае за
2019 год составила 12 233 руб. (109,5% к уровню 2018
года); для трудоспособного населения - 12
741 руб. (109,5%); для пенсионеров - 9 683 руб. (или
109,5%); для детей - 11 169 руб. (109,6%).
Исходя из основных параметров
среднесрочного прогноза
социально-экономического развития до 2023
года величина прожиточного минимума на
душу населения в Забайкальском крае в 2020
году, по оценке, с учетом индекса
потребительских цен составит 12 637 руб.
(103,3% на конец года). В 2021 году величина
прожиточного минимума прогнозируется на
уровне 13 142 руб. (104,0% на конец года); в 2022
году - 13 668 руб. (104,0%); в 2023 году - 14 215 руб.
(104,0%).
Доля населения с денежными
доходами ниже величины прожиточного
минимума в 2019 году составила 21,5%, что выше
уровня 2018 года на 0,1 п.п. На увеличение
значения показателя повлиял рост цен на
товары и услуги.
Доля населения с доходами ниже величины
прожиточного минимума
в процентах от общей численности
населения
|
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. <*> |
Российская Федерация |
10,8 |
11,3 |
13,4 |
13,2 |
12,9 |
12,6 |
12,3 |
Забайкальский край |
16,9 |
18,8 |
21,3 |
22,1 |
22,0 |
21,4 |
21,5 |
* данные предварительные.
Среднемесячная номинальная
начисленная заработная плата в январе -
декабре 2019 года составила 43 896,3 руб. и
увеличилась на 7,7% к аналогичному периоду
прошлого года, в январе - мае 2020 года - 44
357,2 руб. (на 7,8% к соответствующему периоду
прошлого года). Реальная заработная
плата возросла на 2,0 и 3,6% соответственно.
Соотношение среднедушевых
денежных доходов населения с величиной
прожиточного минимума составила за 2019
год 210,1%. Соотношение среднемесячной
номинальной начисленной заработной
платы работников организаций с
прожиточным минимумом трудоспособного
населения - 344,5%.
В целом на уровень доходов граждан
влияет состояние экономики региона. В 2019
году в Забайкальском крае наблюдался
рост объемов производства по видам
деятельности: добыча полезных
ископаемых, оборот розничной торговли,
оборот общественного питания, объем
платных услуг населению, грузооборот
автомобильного транспорта. Снижение
отмечалось в обрабатывающих
производствах, обеспечении
электрической энергией, газом и паром,
водоснабжении и водоотведении, сельском
хозяйстве, строительстве.
В первом полугодии 2020 года в
результате вынужденных ограничений в
период пандемии рост объемов
производства отмечается только в добыче
полезных ископаемых, обрабатывающих
производствах и строительстве.
Индекс промышленного производства
по итогам 2019 года увеличился на 3,7% к
уровню 2018 года, объем отгруженных
товаров составил 196 593,3 млн. руб., за
январь - июнь 2020 года - на 0,4% к уровню
января - июня 2019 года (96 190 млн. руб.).
Объем производства продукции
сельского хозяйства в 2019 году составил 21
701,7 млн. руб., или 94,5% к уровню предыдущего
года; в январе - июне 2020 года - 6 600,7 млн.
руб., или 99,2% к январю - июню 2019 года.
В 2019 году отмечено снижение объемов
работ, выполненных по виду деятельности
"строительство", - 92,1% к уровню 2018 года. В
январе - июне 2020 года отмечен рост на 44% к
уровню января - июня 2019 года; объем работ
составил 13 526,5 млн. руб. Организациями
всех форм собственности и населением
введено в действие 63,5 тыс. кв. м жилых
домов.
По итогам 2019 года оборот розничной
торговли составил 173 507,3 млн. руб., по
сравнению с 2018 годом показатель
увеличился на 0,6%. Оборот общественного
питания (в сопоставимых ценах)
увеличился на 8,2% и составил 9 867,3 млн. руб.
На рынке платных услуг в 2019 году
населению края оказано услуг на сумму 48
759,5 млн. руб., или 100,4% к уровню 2018 года.
В январе - июне 2020 года оборот
розничной торговли составил 80 452,4 млн.
руб., объем платных услуг населению - 21 612,2
млн. руб., оборот общественного питания - 3
153,8 млн. руб.; по сравнению с январем -
июнем 2019 года показатели сократились на
6,2, 14,6 и 34,3% соответственно.
Уровень зарегистрированной
безработицы на 1 января 2020 года составил
1,0% от численности рабочей силы; на 1 июля
2020 года - 5,1%.
По данным Забайкалкрайстата,
численность трудовых ресурсов
Забайкальского края в 2018 году составила
626,9 тыс. человек, это меньше, чем в 2014 году,
на 8%, или на 52,6 тыс. человек, что
обусловлено снижением численности
населения. Среднегодовая численность
занятых в экономике Забайкальского края
уменьшилась с 2014 года на 15 тыс. человек и
в 2018 году составила 467,0 тыс. человек.
Основная доля населения занята: в
оптовой и розничной торговле (81,3 тыс.
человек, или 17%), в образовании (51,0 тыс.
человек, или 11%), в транспортировке и
хранении (47,4 тыс. человек, или 10%), в
государственном управлении и
обеспечении военной безопасности (42,7
тыс. человек, или 9%), в сельском и лесном
хозяйстве (38,2 тыс. человек, или 8%), в
здравоохранении и социальных услугах (37,7
тыс. человек, или 8%).
Стабилизация численности занятых в
экономике будет обеспечиваться за счет
вовлечения в экономическую деятельность
безработных граждан, молодежи и лиц
пенсионного возраста, а также с учетом
реализации мероприятий активной
государственной политики, направленной
на улучшение инвестиционного климата,
повышение конкурентоспособности
бизнеса.
Общая численность безработных,
рассчитанная по методологии
Международной организации труда (далее -
МОТ), в 2019 году составила 48,7 тыс. человек,
что на 5,8 тыс. человек меньше, чем в 2018
году. Уровень общей безработицы снизился
за год на 0,9 п.п. и составил по итогам 2019
года 9,3% от численности рабочей силы.
Реализация мер, направленных на
стабилизацию ситуации на рынке труда,
получение гражданами новых профессий и
специальностей, содействующих повышению
их профессиональной мобильности и
конкурентоспособности, ослабление
дисбаланса
профессионально-квалификационной
структуры занятости, создание новых
рабочих мест, будет способствовать
снижению в прогнозном периоде общей
численности безработных, рассчитанной
по методологии МОТ.
Ситуация на регистрируемом рынке
труда в 2018 - 2019 годах характеризовалась
как достаточно стабильная.
Среднегодовое значение уровня
регистрируемой безработицы составляет
1,5 - 1,3% от численности рабочей силы.
Решению задач по снижению бедности
способствует реализация федеральных
национальных проектов, в результате
реализации которых создаются новые
рабочие места и создаются условия для
повышения доходов граждан от трудовой
деятельности.
За 2019 - 2021 годы в рамках
национального проекта
"Здравоохранение":
по федеральному проекту "Развитие
системы оказания первичной
медико-санитарной помощи" построено 13
фельдшерско-акушерских пунктов, что
позволило обеспечить первичной
медицинской помощью жителей отдаленных
сельских населенных пунктов, а также
обеспечить новыми рабочими местами
жителей этих поселений;
по федеральному проекту
"Обеспечение медицинских организаций
системы здравоохранения
квалифицированными кадрами" 239
медицинских работников прибыли на
работу в сельскую местность по
программам "Земский доктор/Земский
фельдшер", получив единовременные
компенсационные выплаты.
В рамках реализации национального
проекта "Демография" за 2019 - 2021 годы
введено 24 объекта (пристройки к
дошкольным образовательным
организациям) и детский сад, благодаря
которому создано 19 новых рабочих мест, а
в рамках реализации национального
проекта "Образование" создано 20
дополнительных рабочих мест в
общеобразовательных организациях при
вводе в эксплуатацию новой современной
школы на 1 100 мест. В созданных в 2020 и 2021
годах в рамках проекта "Цифровая
образовательная среда" в 2 "IT-кубах"
введены дополнительно 38 ставок
педагогов, в рамках проекта "Современная
школа" в созданном Центре непрерывного
повышения профессионального мастерства
педагогических работников введено 11,75
ставки работников, в рамках реализации
мероприятий проекта "Успех каждого
ребенка" создано 23 дополнительных места,
при создании Технопарка - 14.
Результатом реализации
национального проекта "Малое и среднее
предпринимательство и поддержка
индивидуальной предпринимательской
инициативы" явилось увеличение
численности занятых в сфере малого и
среднего предпринимательства, включая
индивидуальных предпринимателей и
самозанятых в 2019 году - до 96,2 тыс. человек;
в 2020 году - до 95,5 тыс. человек; в 2021 году -
104,2 тыс. человек. Объем финансирования за
все годы реализации составил 1 149,8 млн.
руб., в том числе за счет субсидии из
федерального бюджета - 1 124,8 млн. руб.
В результате поддержки количество
уникальных граждан, желающих вести
бизнес, начинающих и действующих
субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее - МСП),
самозанятых граждан, получивших
государственную поддержку, составило 7,6
тыс. человек, предоставлено 911
микрозаймов субъектам МСП (ставка
кредитования составит от 0,5 до 1,5
ключевой ставки Центрального банка
Российской Федерации), количество
самозанятых граждан, зафиксировавших
свой статус и применяющих специальный
налоговый режим "Налог на
профессиональный доход", составляет 17,2
тыс. человек, объем кредитов,
предоставленных субъектам МСП под
поручительство Гарантийного фонда
Забайкальского края, составит 5,7 млрд.
руб.
Для решения задач по снижению
численности населения с денежными
доходами ниже границы бедности
Правительством Забайкальского края в
рамках полномочий проводятся
мероприятия по поэтапному
совершенствованию системы оплаты труда
в государственных и муниципальных
учреждениях, сохранению достигнутого
уровня заработной платы отдельных
категорий работников, определенных
указами Президента Российской
Федерации, исходя из среднемесячного
дохода от трудовой деятельности,
индексации заработной платы работников
организаций бюджетной сферы.
В настоящее время система
социальных выплат в Забайкальском крае
включает в себя 84 вида социальных выплат,
из них более 70% предоставляется с учетом
принципа адресности и критериев
нуждаемости.
Согласно проведенному анализу по
муниципальным образованиям
Забайкальского края, в 2019 году
численность малоимущих граждан
составила 265 тыс. человек, из них 255 тыс.
человек получили различные меры
социальной поддержки на сумму 6,8 млрд.
руб.
При этом предоставление мер
социальной поддержки незначительно
повлияло на изменение статуса таких
граждан и вывод их семей за черту
бедности. Численность граждан, доход
которых стал превышать прожиточный
минимум с учетом мер социальной
поддержки, составила в 2019 году 2 608
человек - всего 1% от числа малоимущих.
В целях изучения структуры и
организации работы по снижению уровня
бедности на территории Забайкальского
края проведена предварительная оценка
"скрытой бедности", а также анализ доли
малоимущих граждан, получающих меры
социальной поддержки.
Социальным опросом по оценке
реального уровня бедности в
Забайкальском крае охвачено 19 117
домохозяйств, в которых проживают 49 757
человек, в том числе - 17 771 ребенок. По
результатам анкетирования выявлен
"портрет малоимущих граждан" - это
граждане в возрасте 40 - 60 лет, имеющие
среднее образование, с уровнем
среднедушевого дохода менее 11 тыс. руб.,
испытывающие проблемы по оплате жилого
помещения и коммунальных услуг, платных
услуг медицины. Основной причиной
бедственного положения опрошенные
посчитали отсутствие работы как таковой
или отсутствие работы с достойной
заработной платой. Уровень жизни
большинство опрошенных граждан назвали
низким, при этом считают, что полученные
меры социальной поддержки не позволяют
вывести семью на более высокий уровень.
На основании ведомственного
мониторинга проведена оценка уровня и
структуры бедности в разрезе
муниципальных образований исходя из
обращений граждан за предоставлением
социальных мер поддержки в связи с
доходами ниже прожиточного минимума на
каждого члена семьи.
Общая численность малоимущих
граждан, получающих меры социальной
поддержки исходя из критерия
"нуждаемости" в 2022 году, составила 238,7 тыс.
человек. В 26 из 32 муниципальных районах
(округах) наблюдается превышение уровня
бедности над среднекраевым значением.
Наиболее высокий уровень бедности
наблюдается в сельских районах, где
длительное время наблюдается дефицит
рабочих мест: Кыринском - 47,7%, Акшинском -
46,9%, Могойтуйском - 44,7%,
Александрово-Заводском - 42,5%,
Дульдургинском - 40,4%, Нерчинско-Заводском
- 39,1%. В городах и районах, где
сосредоточены основные горнодобывающие,
железнодорожные, промышленные
предприятия, уровень бедности
значительно ниже среднекраевого
значения: в Каларском - 9,0%, Могочинском -
14,3%, г. Чите - 12,3%.
Численность малоимущих граждан,
получающих меры социальной поддержки, по
муниципальным образованиям
Резюмируя, можно сделать вывод об
основных причинах бедности населения:
отсутствие работы, низкая заработная
плата в сельскохозяйственных отраслях,
учреждениях бюджетной сферы,
территориальная отдаленность
населенных пунктов от промышленных
центров и неразвитая транспортная
доступность.
Численность граждан, которые не
получили меры поддержки, составила 5,8
тыс. человек, из них - 19,2% проживают в г.
Чите. Основной причиной отказов в
предоставлении мер социальной поддержки
является наличие имущества сверх
установленного перечня, которое может
быть у семьи одновременно, либо
превышение дохода на каждого члена семьи
выше прожиточного минимума.
Наиболее проблемными среди
демографических и социальных групп
являются семьи с детьми. Среди всех
малообеспеченных домохозяйств семьи с
детьми составляют почти 26%. Наиболее
тяжелое положение в многодетных семьях,
из них 83% являются малоимущими.
Семьи с детьми, особенно
многодетные и неполные семьи, являются
главным объектом анализа причин
бедности и выработки мер по ее
существенному сокращению.
Государством осуществляется
системная поддержка семей, начиная с
самого момента рождения детей:
предоставление материнского (семейного)
капитала (далее - МСК), ежемесячные
выплаты на детей при доходах семьи ниже
прожиточного минимума.
В 2021 году МСК получили 10 906 семей,
что на 22,2 и 22,8% больше, чем в 2019 и 2020 годах
соответственно. Основным направлением
использования МСК остается погашение
основного долга и уплата процентов по
кредитным договорам, или 43,8%, наблюдается
рост заявлений по данному направлению по
сравнению с предыдущими годами (34,2 и 35,6% в
2019 и 2020 годах соответственно), что
говорит о высокой закредитованности
населения. На получение образования
детей направили 20,8% семей (26,7 и 19,6% в 2019 и
2020 годах соответственно), на улучшение
жилищных условий - 18% (28,5 и 21,6% в 2019 и 2020
годах соответственно).
Ежегодно на основании федерального
и регионального законодательства
оказывается финансовая поддержка семей
с детьми. В 2021 году почти 28 тысяч семей
получили финансовую поддержку при
рождении детей в рамках национального
проекта "Демография" на общую сумму 3,3
млрд. руб.; более 23 тыс. семей с детьми от 3
до 7 лет, общий объем средств составил 4,9
млрд. руб.; более 2,5 тыс. семей оказана
государственная социальная помощь на
основании социального контракта на
общую сумму 237,2 млн. руб.; более 3,2 тыс.
семьям, в которых воспитываются 4,4 тыс.
детей-сирот, выплачено в общей сумме 503,2
млн. руб. В последние годы активно
реализуются мероприятия по
стимулированию рождаемости. Система
поощрения рождаемости каждые три года
дополняется новыми мероприятиями.
Поэтому параллельно с вопросами
стимулирования рождаемости потребуется
решить вопросы более весомой поддержки
уровня жизни семей с детьми.
Одним из перспективных направлений
работы с семьей в Забайкальском крае
является социальный контракт, в рамках
которого помощь оказывается семьям,
испытывающим объективные экономические
трудности.
С 2021 года Забайкальский край
включен в перечень субъектов Российской
Федерации, в отношении которых за счет
бюджетных ассигнований федерального
бюджета осуществляется
софинансирование расходов, связанных с
оказанием государственной социальной
помощи на основании социального
контракта.
Источником финансового
обеспечения оказания государственной
социальной помощи на основании
социального контракта является субсидия
из федерального бюджета на условиях
софинансирования. Заключено Соглашение
от 19 апреля 2020 года N 149-09-2020-413 о
предоставлении из федерального бюджета
в 2020 - 2024 годах бюджету Забайкальского
края субсидии в целях софинансирования
расходных обязательств субъектов
Российской Федерации, связанных с
оказанием государственной социальной
помощи на основании социального
контракта отдельным категориям граждан.
Основанием для оказания
государственной социальной помощи на
основании социального контракта
является:
Федеральный закон от 17 июля 1999 года
N 178-ФЗ "О государственной социальной
помощи";
постановление Правительства
Российской Федерации от 15 апреля 2014 года
N 296 "Об утверждении государственной
программы Российской Федерации
"Социальная поддержка граждан";
Закон Забайкальского края от 24
февраля 2021 года N 1920-ЗЗК "О
государственной социальной помощи,
социальной помощи для отдельных
категорий граждан в Забайкальском крае";
постановление Правительства
Забайкальского края от 12 апреля 2021 года N
110 "Об определении размера, порядка
назначения и выплаты государственной
социальной помощи на основании
социального контракта, предоставляемой
в 2021 - 2023 годах, формы социального
контракта";
приказ Министерства труда и
социальной защиты населения
Забайкальского края от 13 июля 2021 года N 1067
"Об утверждении административного
регламента предоставления
государственной услуги "Назначение и
оказание государственной социальной
помощи на основании социального
контракта".
Основными критериями отбора семей
для заключения социальных контрактов в
Забайкальском крае являются: трудовой
потенциал семьи, материальная база для
ведения личного подсобного хозяйства
(наличие участка земли, построек для
скота, сенокосных угодий), отсутствие
вредных привычек (алкоголизм,
бродяжничество, нежелание работать и
т.д.), наличие опыта ведения личного
подсобного хозяйства.
При посещении семьи, составлении
акта-обследования жилищно-бытовых
условий, рассмотрении документов на
заседании комиссии выясняется, имеет ли
семья, претендующая на социальный
контракт, потенциал для выхода из
трудной жизненной ситуации, для
реализации запланированных
мероприятий.
Кроме того, приоритет отдается
многодетным семьям, семьям, имеющим в
своем составе инвалидов, семьям с
усыновленными детьми и детьми, взятыми
под опеку.
При отборе семей для заключения
социальных контрактов обязательно
учитываются рекомендации социальных
советов сельских поселений,
характеристика семей органами местного
самоуправления.
В течение 2021 года всего было
заключено 2 534 социальных контракта на
общую сумму 237,23 млн. руб., в том числе 223,0
млн. руб. составили средства субсидии,
предоставляемой из федерального
бюджета.
По мероприятиям:
"поиск работы" - 889 социальных
контрактов (по профессиям: кочегар,
разнорабочий, помощник воспитателя,
продавец, социальный работник и др.);
"осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности" - 428
социальных контрактов (салоны красоты,
парикмахерские, станции технического
обслуживания, изготовление
полуфабрикатов, производство деревянных
изделий, швейные мастерские, организации
общественного питания и т.д.);
"ведение личного подсобного
хозяйства" - 486 социальных контрактов
(приобретение личного подсобного
хозяйства и корма (КРС, птица, поросята),
строительство теплиц, стаек;
приобретение сельскохозяйственной
техники; бурение скважин);
"осуществление иных мероприятий,
направленных на преодоление трудной
жизненной ситуации", - 731 социальный
контракт.
Среднедушевой доход семей за
период реализации социального контракта
в среднем увеличился на 34% по отношению к
величине на момент заключения
социального контракта.
За 2022 год заключено 2 895 социальных
контрактов (100,03% от плана), что на 14,25% выше
показателя предыдущего года, общая сумма
выплат составила 359,0 млн. руб., в том числе
326,7 млн. руб. - средства субсидии,
предоставляемой из федерального
бюджета.
По мероприятиям:
"поиск работы" - 959, прирост по
отношению к предыдущему году - 7,9%;
"осуществление индивидуальной
предпринимательской деятельности" - 550,
прирост по отношению к предыдущему году -
28,5%;
"ведение личного подсобного
хозяйства" - 692, прирост по отношению к
предыдущему году - 42,4%;
"осуществление иных мероприятий,
направленных на преодоление трудной
жизненной ситуации", - 694, снижение по
отношению к предыдущему году - 5,1%.
Реализация технологии социального
контракта показала, что это один из
наиболее эффективных способов оказания
государственной социальной помощи
малоимущим семьям. Благодаря указанной
форме поддержки семья не только находит
способ выйти из трудной жизненной
ситуации, но и активизирует свои
внутренние резервы - социальную
активность, ответственность за жизнь и
благополучие своих детей.
Как показывает практика, система
социального контракта является наиболее
эффективным механизмом преодоления
бедности, т.к. стимулирует граждан к
активным действиям по улучшению своего
материального положения. При этом
необходимо отметить, что факт оказания
государственной социальной помощи на
основании социального контракта решает
конкретную трудную жизненную ситуацию в
семье, но не гарантирует создание
условий для выхода семьи из категории
малообеспеченных. Для того чтобы
обеспечить запланированный показатель,
потребуется помощь федерального
бюджета, поскольку средств
регионального бюджета на расширение
этого эффективного механизма помощи в
преодолении бедности недостаточно";
4) в абзаце первом раздела VII
"Эффективность и результативность
реализации региональной программы"
слова "прожиточного минимума" заменить
словами "границы бедности";
5) в абзаце втором раздела VIII
"Управление реализацией региональной
программы" слова "прожиточного минимума"
заменить словами "границы бедности";
6) в абзаце третьем раздела IX
"Мониторинг хода реализации
региональной программы" слова
"ежеквартально до 15-го числа месяца,
следующего за отчетным кварталом,"
исключить;
7) приложения N 1 и 2 изложить в
следующей редакции:
"Приложение N 1
к региональной программе
Забайкальского
края "Снижение доли населения с
доходами
ниже границы бедности"
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ"
Приложение N 2
к региональной программе
Забайкальского
края "Снижение доли населения с
доходами
ниже границы бедности"
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "СНИЖЕНИЕ ДОЛИ НАСЕЛЕНИЯ С ДОХОДАМИ НИЖЕ ГРАНИЦЫ БЕДНОСТИ" НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
".
Ссылается на
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О государственной социальной помощи (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О мероприятиях по реализации государственной социальной политики
- О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (с изменениями на 14 ноября 2017 года)