МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПРИКАЗ
от 6 декабря 2022 года N под-2120/22
Об утверждении программы профилактики
рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям
Министерства образования и науки
Республики Татарстан при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования на 2023 год
В соответствии со статьей 44
Федерального закона от 31 июля 2020 года N
248-ФЗ "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации", Правилами
разработки и утверждения контрольными
(надзорными) органами программы
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям,
утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 990 "Об утверждении Правил
разработки и утверждения контрольными
(надзорными) органами программы
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям"
приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Программу
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям
Министерства образования и науки
Республики Татарстан при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования на 2023 год.
2. Разместить Программу
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям
Министерства образования и науки
Республики Татарстан при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования на 2023 год на
официальном сайте департамента надзора
и контроля в сфере образования
Министерства образования и науки
Республики Татарстан (http://obrnadzor.tatarstan.ru/).
3. Возложить ответственность за
выполнение мероприятий, предусмотренных
Программой профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям Министерства
образования и науки Республики
Татарстан при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования на 2023 год на
начальника управления
контрольно-надзорной деятельности
департамента надзора и контроля в сфере
образования Министерства образования и
науки Республики Татарстан Министерства
образования и науки Республики
Татарстан Г.В.Самигуллину.
4. Контроль за исполнением
настоящего приказа возложить на
заместителя министра - руководителя
департамента надзора и контроля в сфере
образования Р.Г.Музипова.
Министр
И.Г.ХАДИУЛЛИН
Приложение
Утверждена
приказом
Министерства
образования и науки
Республики Татарстан
от 6 декабря 2022 г. N под-2120/22
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ МИНИСТЕРСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2023 ГОД
Паспорт
Наименование программы |
Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям Министерства образования и науки Республики Татарстан при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования на 2023 год (далее - программа профилактики) |
Правовые основания разработки программы |
Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Правила разработки и утверждения контрольными (надзорными) органами программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 года N 990 |
Разработчик программы |
Департамент надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан |
Цели программы |
стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в сфере образования, всеми контролируемыми лицами; устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; создание условий для доведения обязательных требований до контролируемых лиц, повышение информированности о способах их соблюдения; повышение прозрачности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования; снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц; предупреждение нарушений контролируемыми лицами обязательных требований (снижение числа нарушений обязательных требований) в подконтрольной сфере общественных отношений и предотвращение риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований; формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц; предотвращение рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в подконтрольной сфере общественных отношений; создание инфраструктуры профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям; иные цели |
Задачи программы |
определить причины, факторы и условия, способствующие нарушению обязательных требований, способы устранения или снижения рисков их возникновения; выявить типичные нарушения обязательных требований и подготовить предложения по их профилактике; способствовать повышению уровня правовой грамотности контролируемых лиц; совершенствовать механизмы аналитического обеспечения профилактической деятельности с целью качественного улучшения, расширения и диверсификации подходов к осуществлению профилактической деятельности; определить перечень видов и сбор статистических данных, необходимых для организации профилактической работы; способствовать созданию системы консультирования контролируемых лиц, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий; способствовать снижению количества нарушений обязательных требований, выявляемых в ходе осуществления мероприятий по надзору в рамках федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования |
Сроки и этапы реализации программы |
2023 год |
Источники финансирования |
Реализация программы профилактики осуществляется за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, выделенных на осуществление переданных полномочий |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям; увеличение уровня прозрачности осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования; существенное снижение издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемые лица; существенное устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, формирование правового поведения у контролируемых лиц; увеличение доли законопослушных контролируемых лиц - развитие системы профилактических мероприятий органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) в сфере образования на территории Республики Татарстан; внедрение различных способов профилактики; разработка и внедрение технологий профилактической работы; разработка образцов эффективного, законопослушного поведения контролируемых лиц; обеспечение квалифицированной профилактической работы должностных лиц; снижение количества нарушений обязательных требований в сфере образования |
Структура программы |
Программа профилактики состоит из 4 разделов: анализ текущего состояния осуществления федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики; цели и задачи реализации программы профилактики; перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения; показатели результативности и эффективности программы профилактики |
Раздел I. Анализ текущего состояния
осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования
1.1. Департамент надзора и контроля в
сфере образования Министерства
образования и науки Республики
Татарстан (далее - Департамент) в
соответствии с частью 1 статьи 7
Федерального закона от 29 декабря 2012 года
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (далее - Закон об образовании)
осуществляет полномочия, переданные
Российской Федерацией органам
государственной власти субъектов
Российской Федерации, а именно
федеральный государственный контроль
(надзор) в сфере образования в отношении
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность на
территории Республики Татарстан.
1.2. Перечень нормативных правовых
актов, содержащих обязательные
требования, соблюдение которых
оценивается Департаментом, размещен на
официальном сайте Департамента:
https://obrnadzor.tatarstan.ru/perechen-normativno-pravovih-aktov-soderzhashchih.htm.
1.3. В рамках переданных полномочий в
сфере образования (статья 7 Закона об
образовании) Департамент осуществляет
федеральный государственный контроль
(надзор) в сфере образования в отношении
организаций, осуществляющих
образовательную деятельность,
зарегистрированных по месту нахождения
(индивидуальных предпринимателей,
зарегистрированных по месту жительства)
на территории Республики Татарстан
(далее - контролируемые лица).
1.4. Общее количество юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
деятельность которых подлежит
федеральному государственному контролю
(надзору) в сфере образования по
состоянию на 2019 - 2022 гг. в соответствии с
таблицей:
Год |
Количество контролируемых лиц |
2019 |
4694 |
2020 |
4623 |
2021 |
4569 |
2022 |
4558 (на 09.09.2022) |
1.5. В период с 2019 по 2022 год
Департаментом в рамках федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования было осуществлено
следующее количество контрольных
(надзорных) мероприятий в отношении
юридических лиц:
Год |
Количество КНМ |
2019 |
1284 (плановые - 791, внеплановые - 493) |
2020 |
499 (плановые - 150, внеплановые - 349) |
2021 |
788 (плановые - 607, внеплановые - 181) |
2022 |
45 (плановые - 23, внеплановые - 22) |
В соответствии с пунктом 1
постановления Правительства Российской
Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях
организации и осуществления
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля" (далее -
постановление) в 2022 году (после 10 марта)
плановые контрольные (надзорные)
мероприятия при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования не
проводились.
В результате проведенных проверок
образовательных организаций выявлены
нарушения обязательных требований,
послуживших основанием для возбуждения
в отношении юридических и должностных
лиц образовательных организаций дел об
административных правонарушениях,
выдачи образовательным организациям
предписаний об устранении выявленных
нарушений, а также принятия мер,
предусмотренных законодательством
Российской Федерации в сфере
образования.
1.6. В 2019 году возбуждено 163 дела об
административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов,
поступившими в Департамент в 2019 году,
юридические и должностные лица
образовательных организаций
подвергнуты наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 1421200 рублей;
предупреждений (назначено 35
юридическим лицам);
административное приостановление
деятельности (осуществлено в отношении 15
образовательных организаций);
объявления устного замечания
(объявлено 25 образовательным
организациям).
В 2020 году возбуждено 92 дела об
административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов,
поступившими в Департамент в 2020 году,
юридические и должностные лица
образовательных организаций
подвергнуты административным
наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 658800 рублей;
предупреждений (назначено 11
юридическим лицам);
административное приостановление
деятельности (осуществлено в отношении 5
образовательных организаций);
объявление устного замечания
(объявлено 33 образовательным
организациям).
В 2021 году возбуждено 130 дел об
административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов,
поступившими в Департамент в 2021 году,
юридические и должностные лица
образовательных организаций
подвергнуты административным
наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 1138900 рублей;
предупреждений (назначено 38
юридическим лицам и должностным лицам);
административное приостановление
деятельности (осуществлено в отношении 3
образовательных организаций);
объявление устного замечания
(объявлено 27 образовательным
организациям и должностным лицам).
В 2022 году возбуждено 22 дела об
административных правонарушениях.
Постановлениями судебных органов,
поступившими в Департамент в 2022 году,
юридические и должностные лица
образовательных организаций
подвергнуты административным
наказаниям в виде:
штрафов на общую сумму 171000 рублей;
предупреждений (назначено 7
юридическим лицам и должностным лицам);
объявление устного замечания
(объявлено 3 образовательным
организациям и должностным лицам).
1.7. Образовательным организациям,
допустившим нарушения установленных
требований, в рамках федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования, выдано 25 предписаний
Департамента об устранении выявленных
нарушений.
1.8. С 01.07.2021 проведено 7 наблюдений за
соблюдением обязательных требований
(мониторинг безопасности), в том числе в
2022 году - 3 по следующим направлениям:
- мониторинг безопасности
общеобразовательных организаций,
демонстрирующих низкий образовательный
результат, школах с признаками
необъективного оценивания
Всероссийских проверочных работ в 2021
году (42 организации);
- мониторинг безопасности внесения
сведения о выданных документах об
образовании и (или) о квалификации,
документах об обучении не внесены в
федеральную информационную систему
"Федеральный реестр сведений о
документах об образовании и (или) о
квалификации, документах об обучении"
(ФИС ФРДО) (1411 организаций, в т.ч.
прошедших процедуру реорганизации и
ликвидации);
- мониторинг безопасности
выполнения рекомендаций Рособрнадзора
по формированию графика проведения
оценочных процедур в
общеобразовательных организациях в
2021/2022 учебном году (1411 организаций);
- мониторинг безопасности сайтов
общеобразовательных организаций (1411);
- мониторинг безопасности сайтов
общеобразовательных организаций в части
размещения планов внеурочной
деятельности на 2022/2023 учебный год,
включая реализации проекта "Разговоры о
важном", занятий по формированию
функциональной грамотности школьников,
профориентационных занятий (1361);
- мониторинг безопасности в части
индивидуального учета результатов
освоения обучающимися образовательных
программ на уровне основного общего
образования по итогам анализа "зон риска"
в соответствии с поручением Федеральной
службы по надзору в сфере образования и
науки от 27.07.2022 N 08-189 (601);
- мониторинг безопасности в части
индивидуального учета результатов
освоения обучающимися образовательных
программ на уровне среднего общего
образования по итогам анализа "зон риска"
в соответствии с поручением Федеральной
службы по надзору в сфере образования и
науки от 01.07.2022 N 08-147 (176).
По итогам проведенных мониторингов
безопасности направлено 561
предостережение.
1.9. Исходя из сложившейся
правоприменительной практики
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования, наиболее
значимыми рисками несоблюдения
контролируемыми лицами обязательных
требований являются:
не созданы или созданы не в полном
объеме условия для охраны здоровья
обучающихся;
не обеспечивается размещение
информации на официальном сайте
образовательной организации в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в полном объеме;
не регламентируется процедура
перехода на обучение в форме семейного
образования/самообразования, а также
порядок прохождения указанной
категорией лиц промежуточной
аттестации, получения допуска к
прохождению государственной итоговой
аттестации в полном объеме;
осуществляется прием в
образовательную организацию в нарушение
требований, установленных
законодательством об образовании;
не исполняют компетенцию по
установлению штатного расписания (не
утверждено распорядительным актом);
при принятии локальных нормативных
актов, затрагивающих права обучающихся и
работников образовательных организаций,
не учитывается мнение советов
обучающихся, советов родителей,
представительных органов обучающихся, а
также в порядке и в случаях, которые
предусмотрены трудовым
законодательством, представительных
органов работников;
нарушаются установленные
законодательством об образовании
требования к порядку проведения
промежуточной и итоговой аттестации;
допускаются нарушения сроков
издания распорядительного акта о
зачислении ребенка в образовательную
организацию;
не разработаны критерии оценивания
по учебным предметам;
план внеурочной деятельности не
отражает формы ее реализации;
учебный план и календарный график
не соответствуют установленным
требованиям;
содержание отдельных рабочих
программ курсов внеурочной деятельности
не включает сведений о формах
организации и видах деятельности;
при формировании итоговой оценки
не учитываются следующие составляющие:
результаты промежуточной
аттестации обучающихся, отражающие
динамику их индивидуальных
образовательных достижений, продвижение
в достижении планируемых результатов
освоения основной образовательной
программы начального общего
образования;
результаты итоговых работ,
характеризующие уровень освоения
обучающимися основных формируемых
способов действий в отношении к опорной
системе знаний, необходимых для
получения общего образования следующего
уровня;
отсутствует необходимое
санитарно-эпидемиологическое
заключение о соответствии санитарным
правилам зданий, строений, сооружений,
помещений, оборудования и иного
имущества, которые предполагается
использовать для осуществления
образовательной деятельности;
отсутствует у педагогических
работников образовательных организаций
требуемая квалификация либо стаж работы,
необходимые для осуществления
образовательной деятельности по
реализуемым образовательным
программам;
отсутствуют полностью либо
частично печатные и (или) электронные
образовательные и информационные
ресурсы по реализуемым в соответствии с
лицензией образовательным программам,
соответствующих требованиям
федеральных государственных
образовательных стандартов, федеральным
государственным требованиям и (или)
образовательным стандартам;
отсутствует необходимая
материально-техническая база
обеспечения образовательной
деятельности либо оборудование
помещений не соответствует требованиям
федеральных государственных
образовательных стандартов, федеральных
государственных требований;
не исполнены требования по
обеспечению доступности для инвалидов
объектов социальной, инженерной и
транспортной инфраструктур и
предоставляемых услуг;
отсутствуют на праве собственности
или на ином законном основании здания,
строения, сооружения, помещения,
территории, необходимые для
осуществления образовательной
деятельности.
1.10. В рамках проведения работы,
направленной на предупреждение
нарушений обязательных требований, в 2022
году Департаментом осуществлялись
следующие профилактические
мероприятия:
поддержание в актуальном состоянии
размещенных на официальном сайте
Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" перечней нормативных
правовых актов, содержащих обязательные
требования;
проведение личного приема
руководством Департамента
представителей контролируемых лиц, в том
числе по вопросам организации и
проведения проверок, а также принятых по
их результатам мер, соблюдения
требований законодательства Российской
Федерации при осуществлении возложенных
на Департамент полномочий;
информирование контролируемых лиц
о планируемых и проведенных проверках
путем размещения информации в ЕРКНМ,
являющемся федеральной государственной
информационной системой;
проведение обобщения и анализа
правоприменительной практики
контрольной (надзорной) деятельности
Департамента;
размещение на официальном сайте
Департамента статистических данных о
количестве проведенных Департаментом
контрольных (надзорных) мероприятий,
включая статистику по суммам
административных штрафов, а также
перечня наиболее часто встречающихся в
деятельности контролируемых лиц
нарушений обязательных требований.
1.11. Организация и проведение
профилактических визитов. По состоянию
на 01.09.2022 проведено 82 профилактических
визита, в том числе обязательных - 54.
1.12. В 2022 году на официальном сайте
Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в специально созданном
разделе "Профилактика нарушений
обязательных требований" размещены:
руководства по соблюдению
обязательных требований
законодательства об образовании
образовательными организациями,
осуществляющими образовательную
деятельность, при осуществлении
федерального государственного контроля
(надзора) в сфере образования;
перечень нормативно-правовых
актов, содержащих обязательные
требования, соблюдение которых
оценивается Департаментом при
проведении мероприятий по федеральному
государственному надзору в сфере
образования;
информация о типичных нарушениях
обязательных требований, выявляемых в
рамках федерального государственного
контроля (надзора) в сфере образования;
итоговый доклад о
правоприменительной практике
контрольной (надзорной) деятельности
Департамента за 2021 год.
1.13. В рамках действующего
законодательства при наличии у
государственного органа контроля
(надзора) сведений о готовящихся
нарушениях обязательных требований или
о признаках нарушений обязательных
требований, полученных в ходе проведения
контрольных (надзорных) мероприятий,
включая контрольные (надзорные)
мероприятия, осуществляемые без
взаимодействия с контролируемыми
лицами, либо содержащихся в поступивших
обращениях (заявлениях) граждан и
организаций, от органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
из средств массовой информации, орган
государственного контроля (надзора)
объявляет контролируемому лицу
предостережение о недопустимости
нарушения обязательных требований и
предлагает принять меры по соблюдению
обеспечения обязательных требований.
На 1 сентября 2022 года в Департамент
поступило 1063 обращений. В ходе
рассмотрения обращений объявлены 22
предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований.
1.14. Мероприятия программы
профилактики осуществляются
посредством проведения очных семинаров,
совещаний, в том числе организуемых с
использованием видео-конференц-связи
(ВКС). Департаментом на регулярной основе
проводилось информирование по вопросам
соблюдения обязательных требований в
сфере образования в рамках федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования для представителей
образовательных организаций, в
частности.
В рамках программы "Профилактика
нарушений обязательных требований" и по
итогам мониторинга сайтов
общеобразовательных организаций
Республики Татарстан на предмет
соответствия требованиям
законодательства в сфере образования 22
февраля 2022 года Департаментом проведен
выездной семинар для руководителей
общеобразовательных организаций
Новошешминского муниципального района
Республики Татарстан по теме "Вопросы
организации учебно-воспитательного
процесса в соответствии с требованиями
законодательства по итогам мониторинга
сайтов школы". Участие в вебинаре приняли
заместитель руководителя Департамента
Светлана Николаевна Захарова,
специалисты Департамента.
На рабочих совещаниях с
начальниками районных отделов
образования, в рамках онлайн-встреч с
родителями (законными представителями),
представителями СМИ региона и личного
приема граждан заместителем министра -
руководителем Департамента
Р.Г.Музиповым даны разъяснения по:
организации приемной кампании в 1
класс в 2022 году в соответствии с
требованиями приказа Министерства
просвещения РФ от 2 сентября 2020 г. N 458 "Об
утверждении Порядка приема на обучение
по образовательным программам
начального общего, основного общего и
среднего общего образования" и ее
отдельных итогах (13.07.2022 и 19.07.2022);
организации государственной
итоговой аттестации в 2021-2022 учебном году
и презентации ее итогов в рамках встречи
"Тема" на телеканале "Эфир" (22.07.2022);
вопросам организации надзора за
соблюдением законов по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, организованном
Прокуратурой Республики Татарстан
(29.07.2022);
особенностям частного образования
в программе "Точка опоры" (16.08.2022) и
дополнительного образования в программе
"Татарстан без коррупции" (10.08.2022),
организованными телерадиокомпанией
"ТНВ";
особенностям и нововведениям 2022-2023
учебного года (26.08.2022 - прямой эфир в
Центре Управления регионом
(https://vk.com/video-201846315_456239266), 29.08.2022 - прямой
эфир в Региональной общественной
приемной Республики Татарстан
(https://vk.com/video-211218532_456239084).
Перечень типовых нарушений по Кодексу об
административных правонарушениях
Российской Федерации
Раздел II. Цели и задачи реализации
программы профилактики
2.1. Целями Программы являются:
стимулирование добросовестного
соблюдения обязательных требований,
установленных законодательством
Российской Федерации в сфере
образования, всеми контролируемыми
лицами;
устранение условий, причин и
факторов, способных привести к
нарушениям обязательных требований и
(или) причинению вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям;
создание условий для доведения
обязательных требований до
контролируемых лиц, повышение
информированности о способах их
соблюдения;
повышение прозрачности
осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования;
снижение издержек контрольной
(надзорной) деятельности и
административной нагрузки на
контролируемых лиц;
предупреждение нарушений
контролируемыми лицами обязательных
требований (снижение числа нарушений
обязательных требований) в
подконтрольной сфере общественных
отношений и предотвращение риска
причинения вреда охраняемым законом
ценностям, включая устранение причин,
факторов и условий, способствующих
возможному нарушению обязательных
требований;
формирование моделей социально
ответственного, добросовестного,
правового поведения контролируемых лиц;
предотвращение рисков причинения
вреда (ущерба) охраняемым законом
ценностям в подконтрольной сфере
общественных отношений;
создание инфраструктуры
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям;
иные цели.
2.2. Задачи Программы:
определить причины, факторы и
условия, способствующие нарушению
обязательных требований, способы
устранения или снижения рисков их
возникновения;
выявить типичные нарушения
обязательных требований и подготовить
предложения по их профилактике;
способствовать повышению уровня
правовой грамотности контролируемых
лиц;
совершенствовать механизмы
аналитического обеспечения
профилактической деятельности с целью
качественного улучшения, расширения и
диверсификации подходов к осуществлению
профилактической деятельности;
определить перечень видов и сбор
статистических данных, необходимых для
организации профилактической работы;
способствовать созданию системы
консультирования контролируемых лиц, в
том числе с использованием современных
информационно-телекоммуникационных
технологий;
способствовать снижению
количества нарушений обязательных
требований, выявляемых в ходе
осуществления Департаментом надзора и
контроля в сфере образования
Министерства образования и науки
Республики Татарстан мероприятий по
надзору в рамках федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования.
Раздел III. Перечень профилактических
мероприятий, сроки (периодичность) их
проведения
Виды профилактических
мероприятий:
1) информирование;
2) обобщение правоприменительной
практики;
3) объявление предостережения;
4) консультирование;
5) профилактический визит.
Реализация программы профилактики
осуществляется путем исполнения
профилактических мероприятий в
соответствии с планом-графиком
проведения мероприятий (приложение 1).
Информирование
Информирование контролируемых лиц
и иных заинтересованных лиц по вопросам
соблюдения обязательных требований
проводится в соответствии со статьей 46
Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 14
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 997 "Об утверждении
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования".
Информирование осуществляется
посредством размещения соответствующих
сведений на официальном сайте
Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет", в средствах массовой
информации, через личные кабинеты
контролируемых лиц в государственных
информационных системах (при их наличии)
и в иных формах.
Департамент размещает и
поддерживает в актуальном состоянии на
своем официальном сайте в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" следующую информацию:
1) тексты нормативных правовых
актов, регулирующих осуществление
государственного контроля (надзора) (по
мере опубликования на официальных
сайтах федеральных органов);
2) сведения об изменениях, внесенных
в нормативные правовые акты,
регулирующие осуществление
государственного контроля (надзора), о
сроках и порядке их вступления в силу (по
мере опубликования на официальных
сайтах федеральных органов);
3) перечень нормативных правовых
актов с указанием структурных единиц
этих актов, содержащих обязательные
требования, оценка соблюдения которых
является предметом контроля, а также
информацию о мерах ответственности,
применяемых при нарушении обязательных
требований, с текстами в действующей
редакции (по мере принятия или внесения
изменений в нормативные правовые акты);
4) утвержденные проверочные листы в
формате, допускающем их использование
(по мере принятия или внесения изменений
в проверочные листы);
5) руководства по соблюдению
обязательных требований, разработанные
и утвержденные в соответствии с
Федеральным законом "Об обязательных
требованиях в Российской Федерации" (по
мере принятия или внесения изменений в
руководства по соблюдению обязательных
требований);
6) порядок отнесения объектов
контроля к категориям риска (по мере
принятия или внесения изменений);
7) перечень объектов контроля,
учитываемых в рамках формирования
ежегодного плана контрольных (надзорных)
мероприятий, с указанием категории
риска;
8) программу профилактики рисков
причинения вреда (по мере принятия или
внесения изменений в программу
профилактики рисков причинения вреда) и
план проведения плановых контрольных
(надзорных) мероприятий контрольным
(надзорным) органом (при проведении таких
мероприятий);
9) исчерпывающий перечень сведений,
которые могут запрашиваться
Министерством у контролируемого лица (по
мере принятия или внесения изменений в
исчерпывающий перечень сведений);
10) сведения о способах получения
консультаций по вопросам соблюдения
обязательных требований (ежегодно или в
случае внесения изменений);
11) сведения о порядке досудебного
обжалования решений Департамента,
действий (бездействия) его должностных
лиц (на постоянной основе);
12) доклады, содержащие результаты
обобщения правоприменительной практики
Департамента, 1 раз в год (в срок до 1 июня
текущего года утверждаются и
размещаются на официальном сайте
Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет";
13) доклады о государственном
контроле (надзоре), 1 раз в год.
Обобщение правоприменительной практики
Обобщение правоприменительной
практики проводится ежегодно в
соответствии со статьей 47 Федерального
закона N 248-ФЗ, пунктом 15 Положения о
федеральном государственном контроле
(надзоре) в сфере образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 997 "Об утверждении
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования".
По итогам обобщения
правоприменительной практики
Департамент не позднее 30 апреля каждого
года обеспечивает подготовку проекта
доклада, содержащего результаты
обобщения правоприменительной практики
Департамента за предшествующий
календарный год.
Проект доклада о
правоприменительной практике
размещается на официальном сайте
Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" для публичного
обсуждения. Срок проведения публичного
обсуждения составляет 10 рабочих дней.
Доклад о правоприменительной практике
за предыдущий календарный год
утверждается приказом Министерства и не
позднее 1 июня текущего года размещается
на официальном сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Объявление предостережения
Объявление предостережения
проводится в соответствии со статьей 49
Федерального закона N 248-ФЗ, пунктом 16
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 997 "Об утверждении
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования".
Департамент осуществляет учет
объявленных предостережений о
недопустимости нарушения обязательных
требований и использует соответствующие
данные для проведения иных
профилактических мероприятий и
контрольных (надзорных) мероприятий.
Срок (периодичность) проведения
данного мероприятия: постоянно.
Консультирование
Консультирование проводится в
соответствии со статьей 50 Федерального
закона N 248-ФЗ, пунктами 17 - 20 Положения о
федеральном государственном контроле
(надзоре) в сфере образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 997 "Об утверждении
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования".
Консультирование осуществляется
следующими способами: на личном приеме, в
ходе проведения профилактических
визитов, а также посредством размещения
на официальном сайте письменного
разъяснения по однотипным обращениям
контролируемых лиц и их представителей,
подписанного уполномоченным
должностным лицом, в случае поступления
10 и более однотипных обращений
контролируемых лиц и их представителей.
Консультирование контролируемых
лиц и их представителей осуществляется
по вопросам, связанным с организацией и
осуществлением федерального
государственного контроля (надзора) в
сфере образования, в том числе с:
порядком проведения контрольных
(надзорных) мероприятий;
периодичностью проведения
контрольных (надзорных) мероприятий;
порядком принятия решений по
итогам контрольных (надзорных)
мероприятий;
порядком обжалования решений
контрольного (надзорного) органа в сфере
образования.
Срок (периодичность) проведения
данного мероприятия: постоянно. График
консультаций размещен на официальном
сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
Кроме того, организованы:
- телефонная "горячая линия" по
вопросам соблюдения порядка проведения
государственной итоговой аттестации (в
период проведения государственной
итоговой аттестации);
- индивидуальные консультации (в
т.ч. телефонные) для родителей (законных
представителей) обучающихся (в период
проведения приемной кампании, 1 класс).
Профилактический визит
Профилактический визит проводится
в соответствии со статьей 52 Федерального
закона N 248-ФЗ, пунктами 21 - 25 Положения о
федеральном государственном контроле
(надзоре) в сфере образования,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 997 "Об утверждении
Положения о федеральном государственном
контроле (надзоре) в сфере образования".
Обязательный профилактический
визит проводится в отношении:
контролируемых лиц, получивших
лицензию на осуществление
образовательной деятельности, в срок не
позднее чем в течение одного года со дня
начала такой деятельности;
контролируемых лиц, деятельность
которых отнесена к категории высокого
риска в срок не позднее одного года со
дня принятия решения об отнесении
объекта государственного контроля
(надзора) к категории высокого риска.
Сроки проведения профилактических
визитов: ежемесячно (приложение 2).
Перечень контролируемых лиц, в отношение
которых проводится обязательный
профилактический визит, и сроки
проведения утверждаются приказом
Министерства образования и науки
Республики Татарстан.
Изменения в данную часть программы
профилактики в случае необходимости
вносятся ежемесячно без проведения
публичного обсуждения.
Раздел IV. Показатели результативности и
эффективности программы профилактики
Показатели реализации профилактических
мероприятий
Показатели |
Расчет показателя |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год (проект) |
Количество проведенных профилактических мероприятий, ед. |
Сумма всех проведенных профилактических мероприятий, ед. |
50 <*> |
72 |
75 |
75 |
Доля организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проведены профилактические мероприятия |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в отношении которых проведены профилактические мероприятия/общее количество организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности (на конец отчетного периода) <*> 100, % |
18% |
24% |
26% |
27% |
Доля образовательных организаций, своевременно устранивших выявленные в ходе плановых КНМ нарушения (показатель устанавливается в процентах от общего количества проверенных организаций, осуществляющих образовательную деятельность) |
Количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, своевременно устранивших выявленные в ходе плановых КНМ нарушения/ общее количество организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проверенных в соответствии с планом КНМ на соответствующий год, которым выданы предписания по итогам плановых КНМ <*> 100% |
64% |
65% |
66% |
66% |
* в связи с COVID-19 запланированное
количество мероприятий уменьшилось.
4.1. Ресурсное обеспечение программы
профилактики включает кадровое и
финансовое обеспечение выполнения
программных мероприятий. Плановый
период для определения ресурсного
обеспечения программы профилактики
составляет 1 год.
4.2. Кадровое обеспечение программы
профилактики определяется общими
трудозатратами должностных лиц на
проведение профилактических
мероприятий программы профилактики.
4.3. Общая штатная численность
государственных гражданских служащих,
принимающих участие в осуществлении
профилактических мероприятий,
составляет 22 штатные единицы.
4.4. Реализация программы
профилактики осуществляется за счет
средств федерального бюджета Российской
Федерации, выделенных на содержание
Департамента.
Оценка эффективности Программы
профилактики
4.5. Мониторинг и оценка
эффективности и результативности
профилактических мероприятий
проводится Департаментом путем
самообследования уровня развития
профилактических мероприятий, оценки
достижения показателей эффективности и
результативности профилактических
мероприятий, предусмотренных на
очередной календарный год.
4.6. Оценка эффективности и
результативности профилактических
мероприятий осуществляется путем:
мониторинга количества
зафиксированных нарушений обязательных
требований;
мониторинга количества протоколов
об административных правонарушениях,
составленных в отношении контролируемых
лиц;
мониторинга количества обращений
граждан и юридических лиц по вопросам
нарушения законодательства в сфере
образования.
4.7. Показатели эффективности:
снижение доли выявленных при
проведении контрольных (надзорных)
мероприятий нарушений обязательных
требований по отношению к предыдущему
году;
снижение доли административного
воздействия при проведении
профилактических мероприятий по
отношению к предыдущему году.
4.8. Ожидаемый результат от
реализации программы профилактики:
увеличение доли законопослушных
контролируемых лиц; уменьшение
административной нагрузки на
контролируемые лица.
Методика оценки эффективности Программы
профилактики
4.9. Снижение доли выявленных при
проведении контрольных (надзорных)
мероприятий нарушений обязательных
требований по отношению к предыдущему
году.
Показатель рассчитывается как
отношение количества выявленных
нарушений обязательных требований к
количеству проведенных мероприятий.
Результат сравнивается с предыдущим
годом.
4.10. Снижение доли
административного воздействия при
проведении профилактических
мероприятий по отношению к предыдущему
году.
Показатель рассчитывается как
отношение количества проверок, при
которых не применялись меры
административного наказания к общему
количеству проведенных проверок.
Результат сравнивается с предыдущим
годом.
Методики расчета показателей
N п/п |
Показатель |
Параметры расчета |
1 |
Снижение доли выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий нарушений требований по отношению к предыдущему году, % |
V = A / B x 100
A - количество выявленных при проведении контрольных (надзорных) мероприятий нарушений обязательных требований; B - количество проведенных контрольно-надзорных мероприятий в текущем году |
2 |
Снижение доли административного воздействия при проведении профилактических мероприятий по отношению к предыдущему году, % |
V = A/B x 100
A - количество проверок, при которых не применялись меры административного наказания; B - общее количество проверок в текущем году |
Уровень результативности
профилактической работы
Выполнено менее 50% профилактических мероприятий |
Выполнено от 51% до 80% профилактических мероприятий |
Выполнено от 81% до 90% профилактических мероприятий |
Выполнено от 91% до 100% профилактических мероприятий |
Недопустимый уровень |
Низкий уровень |
Плановый уровень |
Уровень лидерства |
Механизм реализации программы
Основными принципами организации
планирования профилактических
мероприятий являются:
неотъемлемость от текущей
контрольной (надзорной) деятельности;
профессионализм и компетентность;
легитимность и соблюдение прав и
законных интересов контролируемых лиц;
рациональность;
открытость и доступность
информации по профилактике;
достоверность и достаточность
информации по профилактике;
понятность информации о
профилактике;
взаимодействие и учет мнений
контролируемых лиц;
межведомственное взаимодействие;
структурная и организационная
обеспеченность;
информатизация контрольной
(надзорной) деятельности;
развитие.
Соблюдение указанных принципов
обязательно при планировании
профилактической работы.
Утвержденная программа
профилактики размещается на официальном
сайте Департамента в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет" в течение 5 дней со дня
утверждения.
Ответственным исполнителем
программы профилактики выступает
управление контрольно-надзорной
деятельности Департамента.
Перечень должностных лиц, ответственных
за организацию и проведение мероприятий
программы профилактики
N п/п |
Ф.И.О. и должность |
Телефон |
Содержание и степень ответственности за реализацию |
1 |
Самигуллина Гузель Вазировна, начальник управления контрольно-надзорной деятельности |
237-76-35 |
Полная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом-графиком, программных мероприятий, мониторинг реализации |
2 |
Мухаррамова Гузель Шамилевна, начальник отдела государственного надзора в сфере образования |
237-76-23 |
Полная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом-графиком, программных мероприятий, мониторинг реализации |
3 |
Урмеева Альбина Сафаргалиевна, начальник отдела государственного контроля качества образования |
237-75-27 |
Полная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом-графиком, программных мероприятий, мониторинг реализации |
4 |
Миронова Ирина Ивановна, ведущий советник отдела лицензионного контроля образовательных организаций |
237-74-65 |
Полная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом-графиком, программных мероприятий, мониторинг реализации |
5 |
Магсумов Айрат Альбертович, начальник отдела правового регулирования |
237-75-05 |
Полная ответственность за исполнение мероприятий, предусмотренных планом-графиком, программных мероприятий, мониторинг реализации |
6 |
Должностные лица Департамента - сотрудники управления контрольно-надзорной деятельности |
Согласно данным сайта Департамента |
Направление руководителю в сроки, установленные в плане-графике, информации о реализации показателей программы профилактики |
Приложение 1
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям Министерства
образования и науки
Республики Татарстан при
осуществлении
федерального государственного
контроля
(надзора) в сфере образования на 2023
год
ПЛАН-ГРАФИК ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2023 ГОД
Приложение 2
к Программе профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям Министерства
образования и науки
Республики Татарстан при
осуществлении
федерального государственного
контроля
(надзора) в сфере образования на 2023
год
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ
ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ ВИЗИТУ
И ПОЛУЧИВШИХ ЛИЦЕНЗИЮ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 2022 ГОДУ
(ЯНВАРЬ - НОЯБРЬ)
Ссылается на
- Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (с изменениями на 28 декабря 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 1 апреля 2025 года)
- Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 28 февраля 2025 года) (редакция, действующая с 1 апреля 2025 года)