Представитель в Республике Карелия
Свободный доступ к продуктам
Свободный доступ

Бесплатная юридическая помощь здесь


ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2022 года N 1283


Об утверждении бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период до 2034 года



В соответствии со статьей 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Самарской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемый бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период до 2034 года.


2. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


3. Признать утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 17.02.2017 N 104 "Об утверждении бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период до 2030 года".


4. Опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.


5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.



Первый вице-губернатор - председатель
Правительства Самарской области
В.В.КУДРЯШОВ



Утвержден
Постановлением
Правительства Самарской области
от 30 декабря 2022 г. N 1283



БЮДЖЕТНЫЙ ПРОГНОЗ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД ДО 2034 ГОДА


Бюджетный прогноз Самарской области на долгосрочный период разработан на 12 лет (на 2023 - 2034 годы) (далее - бюджетный прогноз) в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Самарской области от 02.06.2015 N 305 "Об утверждении Порядка разработки бюджетного прогноза Самарской области на долгосрочный период".


Бюджетный прогноз разработан с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Самарской области.


Основной целью долгосрочного бюджетного планирования является определение финансовых возможностей бюджета Самарской области для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований.


В 2020 - 2021 годах социально-экономическое развитие Самарской области проходило в условиях преодоления последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях расходов, выполнения принятых социально значимых обязательств, сохранения объема государственного долга региона на экономически безопасном уровне. Итоги исполнения областного бюджета в целом свидетельствуют о том, что благодаря взвешенным решениям, принятым на федеральном и региональном уровне, удалось поддержать экономику региона и снизить негативные последствия пандемии.


2021 год стал годом восстановления экономики региона. Благодаря значительной федеральной и региональной поддержке, оказываемой предприятиям и организациям, малому бизнесу и населению, региону удалось вернуться на положительную траекторию экономического роста.


Социально-экономическое развитие Самарской области в 2022 году проходит в условиях сложной геополитической ситуации, беспрецедентного внешнего санкционного давления, что оказывает сдерживающий эффект на развитие региона.


В целом анализ основных показателей социально-экономического развития области за 2022 год позволяет сделать вывод, что экономика региона вошла в период структурных изменений в производстве и логистике при сохранении устойчивости в сфере занятости и в социальной сфере.


Экономика Самарской области будет развиваться в условиях сохранения рисков, возникших вследствие внешнего санкционного давления. Внешнеэкономическая и геополитическая нестабильность остается ключевым источником риска для параметров прогноза.


Сценарные условия бюджетного прогноза вытекают из двух вариантов прогноза социально-экономического развития Самарской области на период до 2034 года: базового и консервативного.


Оба варианта основаны на предположениях о сохранении в среднесрочной перспективе антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер Российской Федерации, базируются на единых целях государственной социально-экономической политики.


Базовый вариант прогноза предполагает эффективное выполнение мероприятий, обеспечивающих реализацию национальных целей и задач. Консервативный вариант прогноза предполагает наличие рисков достижения целевых показателей.


По консервативному варианту прогноза в условиях сохранения рисков неустойчивого развития экономики вследствие высокой неопределенности внешнеэкономических факторов, а также с учетом консервативных оценок потребительского и инвестиционного спроса темпы экономического роста будут минимальными.


Отличия по вариантам объясняются, прежде всего:


различной степенью адаптации региональной экономики к внешним вызовам;


различной динамикой развития отраслей и секторов экономии области;


масштабностью и эффективностью предпринимаемых мер государственной политики, направленной на сбережение населения, повышение уровня и качества его жизни, обеспечение устойчивого развития экономики, улучшение институциональной среды.


В прогнозном периоде определяющее воздействие на экономику области будут оказывать следующие факторы: функционирование мировой и российской экономики, конъюнктура на мировых рынках, доступность кредитных ресурсов для региональных товаропроизводителей и населения, внешнеэкономическая, фискальная, кредитно-денежная политика, демографическая ситуация, состояние рынка труда и уровень занятости, уровень благосостояния населения, динамика потребительского и инвестиционного спроса.


Динамика экономического развития Самарской области по обоим вариантам прогноза рассчитана без учета возможных новых кризисных явлений в мировой и российской экономике.


Базовый вариант прогноза предполагает ускоренную адаптацию экономики к новым условиям и обеспечение в дальнейшем ее выхода на траекторию устойчивого роста. Прогноз исходит из предпосылок реализации активной долгосрочной государственной политики, направленной на структурную перестройку и модернизацию экономики, повышение ее конкурентоспособности и технологической независимости. Важнейшими факторами интенсификации экономического развития в 2023 - 2034 годах будут выступать положительная динамика реального сектора экономики, инвестиций в основной капитал, связанная с активизацией инвестиционных вложений в модернизацию экономики и инфраструктуры, реализацией политики импортозамещения. Притоку инвестиций будут благоприятствовать наличие подготовленных и создание новых производственных площадок и индустриальных парков, относительно высокая обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами. Одновременно ожидается умеренный рост потребительского спроса со стороны домашних хозяйств, основанный на положительной динамике роста заработной платы и доходов населения, сохранении инфляции на достаточно низком уровне. Дополнительный импульс экономическому росту дадут увеличение производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства, поддержка инновационной активности, развитие приоритетных кластеров и новых сегментов экономики, стимулирование развития цифровых технологий.


Консервативный вариант прогноза предполагает относительно медленную перестройку производственно-логистических цепочек, длительный цикл выхода на импортозамещение, недостаточно высокий рост инвестиционного и потребительского спроса.


Ограничениями экономического роста Самарской области в долгосрочной перспективе могут стать внешнеэкономическая нестабильность, недостаточные темпы роста производительности труда, высокий износ основных фондов в регионе, в том числе в обрабатывающих производствах, недостаточная конкурентоспособность продукции приоритетных отраслей, усиливающаяся конкуренция со стороны регионов России за привлечение инвестиций, нехватка финансовых ресурсов, направляемых на инвестирование, в том числе бюджетных, недостаточная инновационная активность, структурные, инфраструктурные и экологические ограничения, снижение численности населения трудоспособного возраста, а также структурные диспропорции профессионально-квалификационного состава работников и др.


Бюджетный прогноз базируется на ожидаемой оценке поступлений доходов текущего года с учетом консервативного варианта прогноза социально-экономического развития области. Прогноз расходов сформирован с учетом планируемых поступлений доходов и источников финансирования дефицита бюджета.


Основными целями и направлениями деятельности Правительства Самарской области в области налоговой политики будут являться:


сохранение бюджетной устойчивости, увеличение доходной части бюджета, в том числе вследствие преодоления негативного влияния введенных санкций и ограничений;


поддержка инвестиционной активности бизнеса, в первую очередь, в производственной сфере, обеспечивающей увеличение налогового потенциала области;


поддержание уровня сбалансированности бюджетной системы Самарской области без увеличения налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков;


продолжение работы по оценке эффективности налоговых льгот, установленных региональным законодательством, и отмене неэффективных налоговых льгот с учетом изменений, вносимых на федеральном уровне;


проведение мероприятий, направленных на повышение эффективности использования имущества Самарской области, составляющего казну, а также имущества, закрепленного на праве оперативного управления и хозяйственного ведения за организациями, с целью пополнения доходной части областного бюджета;


проведение совместной с органами местного самоуправления работы по увеличению налоговой базы по имущественным налогам, поступление которых в меньшей степени зависит от экономической ситуации в стране и регионе.


Основными направлениями бюджетной политики на долгосрочный период будут являться:


эффективное управление государственными финансами и преодоление внешних вызовов;


обеспечение бюджетной устойчивости и сбалансированности областного бюджета;


концентрация финансовых ресурсов на реализации национальных целей;


формирование оптимальной структуры расходов бюджета, ориентированного на содействие социальному и экономическому развитию области;


повышение эффективности бюджетных расходов;


совершенствование системы межбюджетных отношений;


повышение эффективности государственного финансового контроля;


обеспечение открытости и прозрачности областного бюджета и бюджетного процесса для граждан;


повышение уровня и качества жизни населения.


Реализация долговой политики региона будет основываться на следующих принципах:


эффективное управление государственным долгом области и поддержание экономически безопасного уровня государственного долга Самарской области с учетом дополнительных ограничений, установленных соглашением между министерством управления финансами Самарской области и Минфином России в рамках реструктуризации бюджетных кредитов;


оптимизация структуры государственного долга по видам и срокам заимствований в целях минимизации стоимости его обслуживания и обеспечения равномерной долговой нагрузки, связанной с погашением долговых обязательств;


обеспечение исполнения и обслуживания долговых обязательств своевременно и в полном объеме при различных обстоятельствах, включая кризисные явления в экономике и на финансовых рынках.


Основными рисками неисполнения бюджетного прогноза Самарской области в долгосрочной перспективе будут являться кризисные явления в мировой и российской экономике. Наиболее неблагоприятными последствиями и рисками для бюджетной системы Самарской области являются:


влияние санкций и ограничений, введенных странами Евросоюза и США;


конъюнктура мировых рынков энергоносителей;


снижение цены на нефть;


превышение прогнозируемого уровня инфляции;


изменение федерального законодательства в области налогового регулирования;


изменение финансово-экономической политики предприятий, входящих в крупные корпорации и холдинги, в сторону уменьшения финансовых показателей производства на территории Самарской области;


риск ликвидности, возникающий в случае отсутствия необходимых средств для полного исполнения своих обязательств в срок. В целях снижения данного риска при планировании и осуществлении заимствований учитывается необходимость сохранения государственного долга на экономически безопасном уровне;


недостаточно активная деятельность муниципальных образований и главных распорядителей бюджетных средств как самостоятельных управленческих единиц по реализации стратегических целей Самарской области;


ухудшение условий для заимствований;


сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;


закрепление дополнительных полномочий.


В целях минимизации бюджетных рисков при планировании и исполнении областного бюджета необходимо придерживаться политики оптимизации, повышения доходного потенциала Самарской области, поддержания экономически безопасного уровня государственного долга и сдерживания расходов.


Прогноз основных характеристик бюджета Самарской области, показатели объема государственного и муниципального долга Самарской области, а также прогноз расходов на осуществление непрограммных направлений деятельности области представлены в приложении 1 к бюджетному прогнозу.


Показатели финансового обеспечения государственных и ведомственных программ Самарской области на период их действия за счет средств областного бюджета представлены в приложении 2 к бюджетному прогнозу.



Приложение 1
к Бюджетному прогнозу
Самарской области на долгосрочный
период до 2034 года



ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЮДЖЕТА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2034 ГОДА (ДОХОДЫ СОГЛАСНО КОНСЕРВАТИВНОМУ ВАРИАНТУ ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ)



тыс. рублей

Наименование

2023 год (в соответствии с законом о бюджете) <*>

2024 год (в соответствии с законом о бюджете) <*>

2025 год (в соответствии с законом о бюджете) <*>

2026 год (прогноз) <**>

2027 год (прогноз) <**>

2028 год (прогноз) <**>

2029 год (прогноз) <**>

2030 год (прогноз) <**>

2031 год (прогноз) <**>

2032 год (прогноз) <**>

2033 год (прогноз) <**>

2034 год (прогноз) <**>

Доходы, всего

242 751 153

247 034 002

240 865 949

229 358 713

236 595 250

244 436 731

252 808 300

261 585 805

270 862 001

281 092 454

292 209 886

303 896 178

в том числе:

налоговые и неналоговые доходы

191 885 492

215 193 895

222 714 044

229 358 713

236 595 250

244 436 731

252 808 300

261 585 805

270 862 001

281 092 454

292 209 886

303 896 178

безвозмездные поступления

50 865 661

31 840 107

18 151 905

Дефицит/профицит

-25 092 951

-20 460 596

-1 502 978

1 450 000

1 200 000

-1 650 000

-1 900 000

Источники финансирования дефицита бюджета

25 092 951

20 460 596

1 502 978

-1 450 000

-1 200 000

1 650 000

1 900 000

в том числе:

привлечение заимствований

33 651 193

42 050 000

22 035 000

28 760 075

24 495 075

28 720 149

30 788 783

30 052 492

27 721 126

30 034 834

30 603 468

31 517 176

погашение заимствований

8 558 242

21 630 260

23 160 075

30 210 075

25 695 075

27 070 149

28 888 783

30 052 492

27 721 126

30 034 834

30 603 468

31 517 176

прочие источники

40 856

2 628 053

Объем госдолга на конец года

89 979 791

110 399 531

109 274 456

107 824 456

106 624 456

108 274 456

110 174 456

110 174 456

110 174 456

110 174 456

110 174 456

110 174 456

Уровень долговой нагрузки, % <***>

33%

39%

39%

39%

39%

39%

39%

38%

37%

37%

36%

35%

Расходы, всего

267 844 104

267 494 598

242 368 927

227 908 713

235 395 250

246 086 731

254 708 300

261 585 805

270 862 001

281 092 454

292 209 886

303 896 178

в том числе:

расходы в рамках государственных и ведомственных целевых программ <****>

254 257 546

240 243 351

218 132 034

205 117 842

211 855 725

221 478 058

229 237 470

235 427 225

243 775 801

252 983 209

262 988 897

273 506 560

непрограммные направления расходов

13 586 558

27 251 247

24 236 893

22 790 871

23 539 525

24 608 673

25 470 830

26 158 581

27 086 200

28 109 245

29 220 989

30 389 618

Условно утвержденные расходы

11 855 882

13 885 822

Доля программных расходов, %

95%

90%

90%

90%

90%

90%

90%

90%

90%

90%

90%

90%

Размер муниципального долга

15 321 440

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370

15 119 370



* Закон Самарской области от 30.11.2022 N 118-ГД "Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".


** За счет средств областного бюджета без учета безвозмездных поступлений.


*** Уровень долговой нагрузки рассчитан с учетом положений условий реструктуризации бюджетных кредитов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531, допускающих при расчете уровня долговой нагрузки исключение задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам и кредитам, предоставленным на погашение рыночных долговых обязательств муниципальных образований.


**** Объем расходов на финансовое обеспечение реализации государственных программ и ведомственных целевых программ Самарской области прогнозируется исходя из целевого показателя доли программных расходов не ниже 90% расходов.



Приложение 2
к Бюджетному прогнозу
Самарской области на долгосрочный
период до 2034 года



ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ИХ ДЕЙСТВИЯ



тыс. рублей

Наименование

2023 год (в соответствии с законом о бюджете)

2024 год (в соответствии с законом о бюджете)

2025 год (в соответствии с законом о бюджете)

2026 год <*>

2027 год <*>

2028 год <*>

2029 год <*>

2030 год <*>

2031 год <*>

2032 год <*>

Государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы

36 329 905

33 695 150

36 313 915

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

10 000

Государственная программа Самарской области "Развитие образования и повышение эффективности реализации молодежной политики в Самарской области" на 2015 - 2030 годы

47 414 701

48 041 204

48 049 325

42 591 864

42 591 864

42 591 864

42 591 864

42 591 864

Государственная программа Самарской области "Развитие культуры в Самарской области на период до 2025 года"

4 537 944

5 851 907

2 354 819

Государственная программа Самарской области "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014 - 2025 годы"

7 202 683

5 694 906

6 369 320

Государственная программа Самарской области "Доступная среда в Самарской области" на 2014 - 2025 годы

78 985

87 912

89 345

Государственная программа Самарской области "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Самарской области" на 2021 - 2030 годы

404 106

403 971

376 106

348 017

348 017

348 017

348 017

348 017

Государственная программа Самарской области "Развитие жилищного строительства в Самарской области" до 2025 года

4 575 854

3 045 880

2 157 133

Государственная программа Самарской области "Государственная поддержка собственников жилья" на 2014 - 2025 годы

2 077 053

1 775 553

1 773 253

Государственная программа Самарской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области" на 2014 - 2030 годы

3 906 396

3 737 958

3 312 250

2 321 720

2 321 720

2 321 720

2 321 720

2 321 720

Государственная программа Самарской области "Развитие лесного хозяйства Самарской области на 2014 - 2030 годы"

736 974

765 510

762 607

479 723

492 522

477 395

481 026

470 938

Государственная программа Самарской области "Развитие водохозяйственного комплекса Самарской области в 2014 - 2030 годах"

277 539

298 186

17 079

1 203 429

1 203 429

1 203 429

1 203 429

1 203 429

Государственная программа Самарской области "Охрана окружающей среды Самарской области на 2014 - 2025 годы и на период до 2030 года"

1 297 809

514 264

271 161

407 440

407 440

407 440

407 440

407 440

Государственная программа Самарской области "Развитие коммунальной инфраструктуры в Самарской области" на 2014 - 2024 годы

378 004

124 626

Государственная программа Самарской области "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" на 2014 - 2024 годы

296 535

100 208

Государственная программа Самарской области "Развитие транспортной системы Самарской области (2014 - 2025 годы)"

51 368 578

44 679 219

40 868 775

Государственная программа Самарской области "Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области" на 2014 - 2025 годы

1 585 783

1 457 278

1 432 594


 



 

Яндекс.Метрика     Астрономическая обсерватория ПетрГУ     Институт экономики и права    
  
   © 2024 Кодекс ИТ