ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2022 года N 514
Об информации Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по
Тюменской области о деятельности в 2020 -
2022 годах
Заслушав информацию исполняющего
обязанности начальника Управления
Министерства юстиции Российской
Федерации по Тюменской области О.А.
Сысоевой об итогах деятельности
Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Тюменской
области в 2020 - 2022 годах, решение комитета
областной Думы по государственному
строительству и местному
самоуправлению, в целях реализации
пункта 4.2 задач, закрепленных Стратегией
деятельности Тюменской областной Думы
седьмого созыва, в соответствии с
пунктом 32 части первой статьи 28, статьями
31 и 33 Устава Тюменской области областная
Дума постановляет:
1. Информацию исполняющего обязанности
начальника Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по
Тюменской области О.А. Сысоевой об итогах
деятельности Управления Министерства
юстиции Российской Федерации по
Тюменской области в 2020 - 2022 годах принять
к сведению (прилагается).
2. Управлению Министерства юстиции
Российской Федерации по Тюменской
области продолжить работу, направленную
на обеспечение качественного и
эффективного выполнения
государственных задач и
контрольно-надзорных функций в рамках
полномочий, закрепленных действующим
законодательством за территориальным
органом Министерства юстиции Российской
Федерации.
3. Рекомендовать Тюменской областной
Думе и Управлению Министерства юстиции
Российской Федерации по Тюменской
области продолжить взаимодействие в
рамках Соглашения между Управлением
Министерства юстиции Российской
Федерации по Тюменской области и
Тюменской областной Думой о
взаимодействии в сфере обеспечения
соответствия нормативных правовых актов
Тюменской области, принятых Тюменской
областной Думой, и проектов нормативных
правовых актов Тюменской области,
принимаемых Тюменской областной Думой,
нормативным правовым актам Российской
Федерации.
4. Направить настоящее постановление в
Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Тюменской
области.
Председатель областной Думы
Ф.Г.САЙФИТДИНОВ
Приложение
к постановлению областной Думы
от 24.11.2022 N 514
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ТЮМЕНСКОЙ
ОБЛАСТИ В 2020 - 2022 ГОДАХ
(представлена в областную Думу исполняющим обязанности начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области О.А. Сысоевой 31.10.2022)
Управление Министерства юстиции
Российской Федерации по Тюменской
области (далее - Управление) является
территориальным органом Минюста России,
действующим на территории Тюменской
области.
При осуществлении своей деятельности
Управление руководствуется приказом
Минюста России от 03.03.2014 N 26 "Об
утверждении Положения об Управлении
Министерства юстиции Российской
Федерации по субъекту (субъектам)
Российской Федерации и Перечня
управлений Министерства юстиции
Российской Федерации по субъектам
Российской Федерации".
I. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕДИНСТВА ПРАВОВОГО
ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Проведение правовой и
антикоррупционной экспертизы
нормативных правовых актов и их проектов
В 2020 году в Управление на правовую
экспертизу поступили 1 719 нормативных
правовых актов Тюменской области (в 2021
году - 1 808, в 2022 году - 1 296).
Всего в 2020 году Управлением было
проведено 1 728 правовых экспертиз
нормативных правовых актов Тюменской
области (в 2021 году - 1 718, в 2022 году - 1 308).
Управлением были выявлены противоречия
действующему федеральному
законодательству в 28 нормативных
правовых актах Тюменской области (в 2021
году - в 9, в 2022 году - в 7).
Выявленные противоречия федеральному
законодательству классифицируются
следующим образом:
2020 год: 27 нормативных правовых актов -
правоотношения, возникающие в сфере
предоставления государственных услуг; 1
нормативный правовой акт -
правоотношения, возникающие в сфере
реализации гражданами их
конституционных прав;
2021 год: 5 нормативных правовых актов
регулируют правоотношения в сфере
предоставления государственных услуг
органами государственной власти
Тюменской области, 3 нормативных
правовых акта регулируют бюджетные
правоотношения, 1 нормативный правовой
акт регулирует правоотношения в сфере
организации системы органов
государственной власти Тюменской
области и их полномочия;
9 месяцев 2022 года: в 1 нормативном
правовом акте, регулирующем
правоотношения в сфере
градостроительной деятельности, в 1
нормативном правовом акте - бюджетные
правоотношения в Тюменской области, в 5
нормативных правовых актах,
регулирующих правоотношения в сфере
предоставления государственных услуг
органами государственной власти
Тюменской области.
На основании экспертных заключений о
несоответствии нормативных правовых
актов Тюменской области федеральному
законодательству, подготовленных
Управлением и направленных в адрес
органов государственной власти
Тюменской области, приведены в
соответствие с действующим федеральным
законодательством в 2020 году - 48
нормативных правовых актов Тюменской
области (в 2021 году - 12, в 2022 году - 4).
В 2020 году подвергнуто антикоррупционной
экспертизе 2 474 документа (в 2021 году - 2 400, в
2022 году - 1 922), из них: 1 728 нормативных
правовых актов Тюменской области (в 2021
году - 1 718, в 2022 году - 1 308); 122 проекта
нормативных правовых актов Тюменской
области (в 2021 году - 133, в 2022 году - 75); 10
уставов муниципальных образований (в 2021
году - 0, в 2022 году - 0); 527 муниципальных
правовых актов о внесении изменений в
уставы муниципальных образований (в 2021
году - 413, в 2022 году - 510); 87 проектов
муниципальных правовых актов
муниципальных образований (в 2021 году - 136,
в 2022 году - 29).
В 2021 году - 2 400 документов, из них: 1 718
нормативных правовых актов Тюменской
области, 133 проекта нормативных правовых
актов Тюменской области, 413
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований, 136 проектов муниципальных
правовых актов муниципальных
образований.
В 2020 году Управлением случаи
коррупциогенности в нормативных
правовых актах Тюменской области не
выявлялись.
В 2021 году Управлением выявлены случаи
коррупциогенности в 3 нормативных
правовых актах Тюменской области (в 2022
году - в 3), в 3 проектах нормативных
правовых актов Тюменской области.
Перечень выявленных коррупциогенных
факторов:
- широта дискреционных полномочий -
отсутствие или неопределенность сроков,
условий или оснований принятия решения,
наличие дублирующих полномочий
государственного органа, органа
местного самоуправления или организации
(их должностных лиц);
- принятие нормативного правового акта
за пределами компетенции - нарушение
компетенции государственных органов,
органов местного самоуправления или
организаций (их должностных лиц) при
принятии нормативных правовых актов;
- наличие завышенных требований к лицу,
предъявляемых для реализации
принадлежащего ему права;
- установление неопределенных,
трудновыполнимых и обременительных
требований к гражданам и организациям;
- отсутствие или неопределенность
сроков, условий или оснований принятия
решения, наличие дублирующих полномочий
государственных органов, органов
местного самоуправления или организаций
(их должностных лиц).
На основании экспертных заключений,
подготовленных Управлением и
направленных в адрес органов
государственной власти Тюменской
области, выявленные коррупциогенные
факторы устранены в 2021 году в количестве
5, в 2022 году - 1.
Кроме того, в Тюменской области
нормативными правовыми актами
определена обязательность направления в
Управление законопроектов, принимаемых
Тюменской областной Думой. Ежемесячно в
Управление направляются материалы и
повестки заседаний комитетов и
постоянной комиссии Тюменской областной
Думы.
Так, в 2020 году в Управление поступило 122
проекта нормативных правовых актов
Тюменской области (в 2021 году - 133, в 2022 году
- 75).
Все проекты нормативных правовых актов
Тюменской области рассмотрены в
установленные сроки, по результатам
рассмотрения подготовлены экспертные
заключения.
В соответствии со статьей 34 Устава
Тюменской области от 15.06.1995 N 6 Управление
наделено правом законодательной
инициативы в Тюменской областной Думе.
Так, за период 2020 - 2022 годов Управлением
были разработаны и в дальнейшем приняты
Тюменской областной Думой 2 проекта
законов Тюменской области.
Особое внимание при проведении правовой
экспертизы уделяется актам,
затрагивающим права и свободы человека и
гражданина. Все подготовленные
экспертные заключения по результатам
правовой экспертизы нормативных
правовых актов Тюменской области, в
которых выявлены несоответствия
действующему федеральному
законодательству, направляются в органы
государственной власти Тюменской
области, принявшие эти акты, для принятия
соответствующих мер по устранению
выявленных несоответствий федеральному
законодательству, а также в прокуратуру
Тюменской области. Вместе с тем органы
государственной власти Тюменской
области в разумные сроки информируют
Управление о результатах рассмотрения
указанных экспертных заключений.
Взаимодействие Управления с органами
государственной власти Тюменской
области имеет слаженный и четко
отработанный процесс и осуществляется в
рамках Соглашения о взаимодействии
Управления и Правительства Тюменской
области, Тюменской областной Думы в
сфере обеспечения единства правового
пространства Российской Федерации и
профилактики коррупции, а также приказа
аппарата Губернатора Тюменской области
от 07.10.2015 N 182-ос "О совместной комиссии
по осуществлению мониторинга изменений
в системе федеральных правовых актов и
обеспечению ревизии нормативных актов
Тюменской области".
Взаимодействие Управления с
прокуратурой Тюменской области
осуществляется также в соответствии с
Соглашением о взаимодействии между
Управлением Министерства юстиции
Российской Федерации по Тюменской
области и прокуратурой Тюменской
области.
Так, Управление ежеквартально
информирует органы прокуратуры
Тюменской области о нормативных
правовых актах Тюменской области, в
которых выявлены несоответствия
действующему федеральному
законодательству, о государственной
регистрации уставов муниципальных
образований Тюменской области и
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в эти уставы, а также об
антикоррупционной экспертизе указанных
актов и нормативных правовых актов
Тюменской области.
Кроме того, Управлением на постоянной
основе осуществлялся мониторинг
изменений федерального
законодательства на предмет
соответствия ему регионального
законодательства. Результаты указанного
мониторинга ежеквартально направлялись
в Правительство Тюменской области и
Тюменскую областную Думу.
2. Ведение федерального регистра
нормативных правовых актов субъекта
Российской Федерации, обеспечение в
установленном порядке представления
дополнительных сведений, содержащихся в
федеральном регистре
По состоянию на 30.09.2022 в базу данных
"Федеральный регистр" Управлением
включено 22 797 нормативных правовых актов
Тюменской области (из них 13 730
нормативных правовых актов являются
действующими). В качестве дополнительных
сведений в федеральный регистр включено:
27 767 правовых экспертиз, 20 500
антикоррупционных экспертиз, 77 актов
судебных органов, 382 акта органов
прокуратуры и 1 771 письмо и иная
информация (всего: 50 497 дополнительных
сведений).
Сведения из федерального регистра в
отчетном периоде не предоставлялись.
3. Государственная регистрация уставов
муниципальных образований,
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований и оказание методической
помощи органам местного самоуправления
В целях приведения уставов
муниципальных образований Тюменской
области в соответствие с действующим
федеральным законодательством в рамках
методического обеспечения органов
местного самоуправления Тюменской
области Управлением совместно с
Правительством Тюменской области
разрабатывались таблицы поправок по
внесению изменений и дополнений в
типовые уставы муниципальных районов и
типовые уставы сельских поселений
Тюменской области.
В 2020 году Управлением зарегистрировано
627 муниципальных правовых актов (в 2021
году - 413, в 2022 году - 510), из них: 10 уставов
муниципальных образований Тюменской
области, 527 муниципальных правовых актов
о внесении изменений в уставы
муниципальных образований Тюменской
области (в 2021 году - 413, в 2022 году - 510).
В 2021 году - 413 муниципальных правовых
актов о внесении изменений в уставы
муниципальных образований Тюменской
области.
В 2020, 2022 годах решения об отказе в
государственной регистрации уставов,
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований Тюменской области
Управлением не принимались.
В 2021 году принято 12 решений об отказе в
государственной регистрации
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований Тюменской области.
Принятые Управлением решения об отказе
не обжаловались.
07.06.2021 вступил в силу Федеральный закон
от 08.12.2020 N 411-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "О государственной
регистрации уставов муниципальных
образований" и статью 44 Федерального
закона "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации",
предусматривающий переход на
электронную государственную
регистрацию уставов муниципальных
образований и муниципальных правовых
актов и внесении изменений в уставы
муниципальных образований. Таким
образом, в 2022 году на электронную
государственную регистрацию поступило
124 муниципальных правовых акта, что
составляет 24% от числа
зарегистрированных муниципальных
правовых актов в текущем году.
В рамках оказания методической помощи
органам местного самоуправления
Тюменской области Управлением в 2020 году
было рассмотрено 87 проектов
муниципальных правовых актов о внесении
изменений и дополнений в уставы
муниципальных образований Тюменской
области (в 2021 году - 136, в 2022 году - 29).
В 2020 году по результатам рассмотрения
указанных проектов муниципальных
правовых актов Управлением в адрес
органов местного самоуправления были
направлены соответствующие
информационные письма, в том числе с
замечаниями и предложениями на 55
проектов (в 2021 году - 101, в 2022 году - 5).
4. Ведение государственного реестра
уставов муниципальных образований
Российской Федерации, обеспечение в
установленном порядке представления
сведений из указанного реестра; ведение
государственного реестра муниципальных
образований Российской Федерации
По состоянию на 30.09.2022 в базе данных
"Реестр уставов муниципальных
образований" содержится 8 764
муниципальных правовых акта, из них: 349
уставов муниципальных образований, 8 415
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований. Действующими являются 7 819
муниципальных правовых актов, из них: 299
уставов муниципальных образований, 7 520
муниципальных правовых актов о внесении
изменений в уставы муниципальных
образований.
В отчетном периоде сведения из
государственного реестра муниципальных
образований Управлением не
представлялись.
В базе данных "Реестр муниципальных
образований" содержится 299
действующих муниципальных образований,
из них: 20 муниципальных районов, 6
городских округов, 273 сельских
поселения.
В отчетном периоде изменения в
государственный реестр муниципальных
образований не вносились.
II. В СФЕРЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Количество некоммерческих организаций
По состоянию на 01.01.2021 в ведомственном
реестре числилось зарегистрированными 2
126 некоммерческих организаций (01.01.2022 - 2
147, 01.10.2022 - 2 211), из них: общественных
объединений - 892 (в 2021 году - 894, в 2022 году -
914); религиозных организаций - 246 (в 2021 году
- 246, в 2022 году - 247); иных некоммерческих
организаций - 939 (в 2021 году - 965, в 2022 году - 1
010), казачьих обществ - 18 (в 2021, 2022 годах - 18),
региональных отделений политических
партий - 31 (в 2021 году - 24, в 2022 году - 22).
2. Количество принятых решений о
государственной регистрации
некоммерческих организаций (по видам
регистрации)
Всего за 12 месяцев 2020 года принято 514
решений о государственной регистрации
некоммерческих организаций (в 2021 году -
622, в 2022 году - 450), из них:
105 решений при создании (в 2021 году - 108, в 2022
году - 98);
28 решений о государственной регистрации
в связи с ликвидацией (в 2021 году - 36, в 2022
году - 23);
97 решений о внесении изменений в
учредительные документы (в 2021 году - 121, в
2022 году - 49);
219 решений о внесении изменений, не
связанных с внесением изменений в
учредительные документы (в 2021 - 267, в 2022
году - 247);
1 решение о государственной регистрации
в связи с реорганизацией (в 2021, 2022 годах -
0);
65 решений об отказе в государственной
регистрации (в 2021 году - 90, в 2022 году - 33).
Кроме того, возвращено по заявлению 56
материалов (в 2021 году - 93, в 2022 году - 123).
Особенностью отчетного периода является
увеличение количества заявлений,
поданных в электронном виде через Единый
портал государственных и муниципальных
услуг, в 2020 году поступило 95 заявлений (в
2021 году - 265, в 2022 году - 235), для сравнения: в
2019 году посредством Единого портала
государственных и муниципальных услуг
поступило только 4 заявления.
Регистрационные действия Управления в
отчетных периодах не обжаловались.
3. Контрольные мероприятия
В 2020 году деятельность Управления во
многом определялась мерами,
предпринимаемыми государством в целях
профилактики распространения
коронавирусной инфекции. Так, в связи с
поручением Правительства Российской
Федерации от 18.03.2020 N ММ-П36-1945 до 01.05.2020
было приостановлено назначение и
проведение плановых проверок, в
соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от
03.04.2020 N 438 "Об особенностях
осуществления в 2020 году
государственного контроля (надзора),
муниципального контроля и о внесении
изменения в пункт 7 Правил подготовки
органами государственного контроля
(надзора) и органами муниципального
контроля ежегодных планов проведения
плановых проверок юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей" из
плана проверок на 2020 год были исключены
проверки некоммерческих организаций, за
исключением региональных отделений
политических партий.
Таким образом, в рамках исполнения
государственной функции по контролю за
деятельностью некоммерческих
организаций Управлением за 12 месяцев 2020
года проведено 9 проверок в отношении
некоммерческих организаций (1 -
религиозная организация, 3 - общественные
объединения, 1 - иные некоммерческие
организации, 3 - региональные отделения
политических партий), из них: 8 - плановых
документарных, 1 - внеплановая выездная.
Количество исключенных проверок из
плана - 19. По итогам проверок вынесено 3
предупреждения о недопустимости
нарушения законодательства Российской
Федерации.
За 2021 год Управлением проведено 37
проверок в отношении некоммерческих
организаций (2 - религиозные организации,
17 - общественных объединений, 18 - иные
некоммерческие организации), из них: 30 -
плановых документарных, 6 - внеплановых
выездных, 1 внеплановая документарная.
Количество исключенных проверок из
плана - 1. По итогам проведенных плановых
и внеплановых проверок вынесено 18
предупреждений о недопустимости
нарушения законодательства Российской
Федерации.
Во исполнение постановления
Правительства Российской Федерации от
10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации
и осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального
контроля" из плана проверок на 2022 год
была исключена 21 некоммерческая
организация. Таким образом, за 9 месяцев
2022 года проведено 9 проверок, из них 4
плановых и 5 внеплановых. По итогам
проведенных проверок вынесено 2
предупреждения.
В ходе проверок случаев несоответствия
деятельности общественных объединений и
иных некоммерческих организаций, в том
числе по расходованию денежных средств и
использованию иного имущества, уставным
целям за рассматриваемые периоды не
установлено, фактов, свидетельствующих о
призывах к осуществлению экстремистской
деятельности либо обосновании или
оправдании ими необходимости
осуществления такой деятельности, не
выявлено.
Отчетность некоммерческих организаций
За 12 месяцев 2020 года ежегодную
отчетность за 2019 год представили 1 385
некоммерческих организаций из 1 696
некоммерческих организаций, обязанных
представить отчетность за 2019 год, что
составляет 81,6% от общего количества
некоммерческих организаций, обязанных
представить отчетность за 2019 год.
За 12 месяцев 2021 года ежегодную
отчетность за 2020 год представили 1 411
некоммерческих организаций из 1 747
некоммерческих организаций, обязанных
представить отчетность за 2020 год, что
составляет 80,8% от общего количества
некоммерческих организаций, обязанных
представить отчетность за 2020 год.
За 9 месяцев 2022 года ежегодную отчетность
за 2021 год представили 1 320 некоммерческих
организаций из 1 740 некоммерческих
организаций, обязанных представить
отчетность за 2021 год, что составляет 75,9%
от общего количества некоммерческих
организаций, обязанных представить
отчетность за 2021 год.
Приняты следующие меры реагирования:
- вынесено: в 2020 году - 472 предупреждения, в
2021 году - 345, в 2022 году - 52;
- составлено: в 2020 году - 16 протоколов об
административных правонарушениях, в 2021
году - 126, в 2022 году - 32;
- направлено в суд: в 2020 году - 27
административных исковых заявлений о
ликвидации (прекращении деятельности)
некоммерческой организации и исключении
сведений о ней из Единого
государственного реестра юридических
лиц, в 2021 году - 22, в 2022 году - 7.
4. Ведение реестра некоммерческих
организаций - исполнителей общественно
полезных услуг
На 01.01.2021 в реестре содержались сведения
о 23 некоммерческих
организациях-исполнителях общественно
полезных услуг (01.01.2022 - 33, 01.10.2022 - 51), 3 из
них в 2020 году (в 2021 году - 6) включены в
реестр повторно в связи с истечением
2-летнего срока пребывания и
поступлением соответствующего
заявления.
В адрес некоммерческих организаций, у
которых истекает срок пребывания в
реестре, Управлением заблаговременно
направляются уведомления о предстоящем
исключении, а также о возможности подачи
заявления о включении в реестр в
упрощенном порядке.
5. Учет религиозных групп
Продолжена работа по учету религиозных
групп по поступающим от них
уведомлениям.
На 01.01.2020 в автоматизированной
информационной системе учета
некоммерческих и религиозных
организаций содержались сведения о 61
религиозной группе.
3 октября 2021 года вступил в силу
Федеральный закон N 68-ФЗ "О внесении
изменений в Федеральный закон "О
свободе совести и о религиозных
объединениях", в соответствии с
которым срок представления религиозными
группами уведомлений о продолжении
своей деятельности сокращен с трех лет
до одного года. Непредставление
религиозной группой уведомления о
продолжении своей деятельности является
основанием для внесения в ведомственный
реестр Управления записи о прекращении
деятельности религиозной группы. В связи
с этим в конце 2021 года отделом была
проведена работа по проверке всех
религиозных групп на предмет даты
последнего уведомления, и все, кто
представил уведомление ранее чем за год
до 03.10.2021, были исключены из реестра.
Таким образом, на 01.01.2022 в
автоматизированной информационной
системе учета некоммерческих и
религиозных организаций содержались
сведения о 27 религиозных группах со
статусом "создана", в отношении 48
внесены сведения о прекращении
деятельности.
По состоянию на 01.10.2022 в ведомственном
реестре Управления учтена 51 религиозная
группа.
6. Деятельность Управления в период
проведения избирательных кампаний
Управление на постоянной основе
взаимодействует с Избирательной
комиссией Тюменской области, главным
федеральным инспектором в Тюменской
области, Комитетом по делам
национальностей Тюменской области,
Администрацией города Тюмени с целью
обеспечения законности в ходе
организации и проведения выборов.
Начальник отдела по делам
некоммерческих организаций входит в
состав контрольно-ревизионной службы
Избирательной комиссии Тюменской
области, принимает участие в работе
указанной службы.
В рамках информирования полномочного
представителя Президента Российской
Федерации в Уральском федеральном
округе главному федеральному инспектору
незамедлительно представляется
информация о ходе регистрации
региональных отделений политических
партий на территории Тюменской области.
Ежеквартально в аппарат Губернатора
Тюменской области, в Комитет по делам
национальностей Тюменской области
направляется информация по региональным
отделениям политических партий,
зарегистрированных на территории
Тюменской области.
В течение 2022 года Управлением на
основании п. 4.2 ст. 32 Федерального закона
от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях", ст. 10 Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении
государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля" и
представления Избирательной комиссии
Тюменской области проведено 5
внеплановых проверок некоммерческих
организаций, внесших пожертвования в
избирательные фонды.
Во исполнение п. 9 ст. 35 Федерального
закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской
Федерации" в июне 2022 года Управлением
подготовлено 11 списков избирательных
объединений, имеющих право участвовать в
основных и дополнительных выборах
представительных органов муниципальных
районов и сельских поселений Тюменской
области, запланированных к проведению в
единый день голосования 11 сентября 2022
года. Указанные списки размещены на
сайте Управления, направлены в
соответствующие избирательные
комиссии.
В период подготовки к проведению выборов
по представлениям избирательных
комиссий Управление осуществляло
проверку лиц, участвующих в выборах, на
предмет их причастности к деятельности
общественных или религиозных
объединений, иных организаций, в
отношении которых вступило в законную
силу решение суда о ликвидации или
запрете деятельности по основаниям,
предусмотренным Федеральным законом
"О противодействии экстремистской
деятельности" либо Федеральным
законом "О противодействии
терроризму", а также на предмет
наличия сведений об этих лицах в
сведениях о физических лицах,
участвующих в деятельности
некоммерческих организаций, выполняющих
функции иностранных агентов, о
физических лицах (руководителях),
участвующих в деятельности
незарегистрированных общественных
объединений и иностранных средств
массовой информации (юридических лиц),
выполняющих функции иностранного
агента, сведения о физических лицах,
содержащиеся в реестре иностранных
средств массовой информации,
выполняющих функции иностранного
агента, и списке физических лиц,
выполняющих функции иностранного
агента.
В 2022 году Управлением рассмотрено 62
представления избирательных комиссий в
отношении 352 лиц. По результатам
рассмотрения указанных представлений
сведений о наличии у проверяемых лиц
статуса физического лица, выполняющего
функции иностранного агента либо
аффилированного с выполняющим функции
иностранного агента лицом, а также о
причастности проверяемых лиц к
деятельности экстремистских либо
террористических организаций не
имеется.
III. В СФЕРЕ АДВОКАТУРЫ, НОТАРИАТА,
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ
ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ, МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПОМОЩИ, АПОСТИЛЬ
1. Ведение реестра адвокатов Тюменской
области, внесение представлений о
возбуждении дисциплинарного
производства и представлений о
прекращении статуса адвоката в
адвокатскую палату субъекта Российской
Федерации
На конец отчетного периода 2020 года
действующий статус адвоката в реестре
адвокатов Тюменской области имели 757
адвокатов (в 2021 году - 748 адвокатов; на
28.10.2022 - 765).
В 2020 году Управлением в адвокатскую
палату Тюменской области внесено 8
представлений о возбуждении
дисциплинарных производств (в 2021 году - 6,
в 2022 году - 1). По результатам рассмотрения
дисциплинарных производств: 6 прекращены
вследствие отсутствия в действиях
адвокатов нарушения норм
законодательства об адвокатской
деятельности и адвокатуре и (или) Кодекса
профессиональной этики адвоката (в 2021
году - 1, в 2022 году - 0); 1 прекращено
вследствие малозначительности
совершенного адвокатом проступка с
указанием адвокату на допущенное
нарушение (в 2021 году - 1, в 2022 году - 0); 1
прекращено вследствие истечения сроков
применения мер дисциплинарной
ответственности, обнаружившегося в ходе
разбирательства Советом адвокатской
палаты или квалификационной комиссией
адвокатской палаты (в 2021 году - 3).
В 2021 году в отношении 1 адвоката
применены меры дисциплинарной
ответственности в виде замечания.
Также в 2022 году Управлением внесено 5
представлений о прекращении статуса
адвоката. По результатам рассмотрения 5
представлений о прекращении статуса
адвоката по 4 дисциплинарным
производствам применена мера
дисциплинарной ответственности в виде
прекращения статуса адвоката, по 1
дисциплинарному производству применена
мера дисциплинарной ответственности в
виде замечания; 1 представление о
возбуждении дисциплинарного
производства находится на рассмотрении.
2. Контроль и надзор в сфере нотариата
В 2020 году Управлением совместно с
представителями Тюменской областной
нотариальной палаты были проведены 22
плановые проверки деятельности
нотариусов, занимающихся частной
практикой (из них 2 повторные), в 2021 году -
27 плановых проверок (из них 1 повторная);
на 30.09.2022 - 13 плановых проверок.
По результатам проведения проверок за 2020
год деятельность 21 нотариуса по
исполнению Правил нотариального
делопроизводства признана
удовлетворительной (в 2021 году - 27, в 2022
году - 12), в 2020 году в отношении 1
частнопрактикующего нотариуса
назначена повторная проверка по
исполнению Правил нотариального
делопроизводства (в 2021 году - 0, в 2022 году -
1).
В целом следует отметить, что
нотариусами соблюдаются Правила
нотариального делопроизводства,
результаты проверок являются
удовлетворительными. Нотариусами
учитываются нарушения и ошибки,
отраженные в обобщениях по результатам
проверок, ежегодно направляемых
Управлением в адрес Тюменской областной
нотариальной палаты. Связано это, в
первую очередь, с выработанной
единообразной практикой применения
Правил нотариального делопроизводства,
а также является следствием
разъяснительной работы, проводимой
Управлением и Тюменской областной
нотариальной палатой.
В настоящее время наблюдается тенденция
к снижению количества выявленных в ходе
проверок нарушений, что обусловлено
эффективными мерами по предупреждению
типичных нарушений, предпринимаемыми
Управлением совместно с Тюменской
областной нотариальной палатой.
Контроль за совершением нотариальных
действий должностными лицами местного
самоуправления
В соответствии со статьей 33.1 Основ
законодательства Российской Федерации о
нотариате (далее - Основы)
территориальные органы юстиции на
основании информации о наличии
нарушения законодательства Российской
Федерации о нотариальной деятельности в
действиях (бездействии) должностных лиц
органов местного самоуправления
проводят проверку в порядке,
установленном Минюстом России.
Внеплановые проверки проводятся в форме
документарной проверки и (или) выездной
проверки.
В 2020 году Управлением по согласованию с
прокуратурой Тюменской области
проведены 3 внеплановые проверки
совершения нотариальных действий
должностными лицами местного
самоуправления Тюменской области (в 2021
году - 3; в 2022 году - 0).
По результатам проведенных внеплановых
проверок приняты следующие решения в
отношении субъектов проверок:
- направлены рекомендации (в количестве 2)
по улучшению деятельности, связанной с
совершением нотариальных действий;
- вынесено 4 предписания об устранении
выявленного нарушения законодательства
Российской Федерации с указанием
разумного срока для устранения
выявленных нарушений.
Не менее важным направлением совместной
деятельности Управления и Тюменской
областной нотариальной палаты является
проведение регулярной разъяснительной
работы, организация и проведение
обучающих мероприятий для должностных
лиц органов местного самоуправления,
наделенных в соответствии с Основами
полномочиями по совершению нотариальных
действий в сельских поселениях, где
отсутствует нотариус.
За период с 2020 года по настоящее время
проведено более 6 методических
мероприятий как очного, так и
дистанционного характера,
акцентированных на тех проблемных
вопросах, которые обозначают
должностные лица местного
самоуправления, прежде всего это те
вопросы, решение которых позволяет
повысить качество предоставления
нотариальных услуг в сельских
поселениях.
Реализация полномочий по проведению
экзамена для лиц, желающих пройти
стажировку у нотариуса
За отчетный период Управлением
совместно с Тюменской областной
нотариальной палатой определено
количество должностей и проведено 2
экзамена для лиц, претендующих на
должность стажера.
Реализация полномочий по проведению
квалификационного экзамена у лиц,
желающих заниматься нотариальной
деятельностью, и замещению вакантных
должностей нотариусов
За отчетный период Управлением
совместно с Тюменской областной
нотариальной палатой проведено 3
квалификационных экзамена для лиц,
прошедших стажировку и желающих
заниматься нотариальной деятельностью.
В 2020 году проведен 1 конкурс на замещение
вакантной должности нотариуса (в 2021 году
- 2, в 2022 году - 4).
Лица, признанные победителями конкурсов,
в установленный действующим
законодательством срок назначены на
должности частнопрактикующих
нотариусов в соответствующих
нотариальных округах Тюменской области.
3. Контроль и надзор за осуществлением
государственной регистрации актов
гражданского состояния
В 2020 году проведены 8 проверок по
соблюдению законодательства Российской
Федерации при государственной
регистрации актов гражданского
состояния (в 2021 году - 8, в 2022 году - 0).
Отмечаем, что на основании изменений,
внесенных постановлением Правительства
Российской Федерации от 24.03.2022 N 448 в
постановление Правительства Российской
Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об
особенностях организации и
осуществления государственного
контроля (надзора), муниципального
контроля", плановые проверки органов
ЗАГС в 2022 году отменены.
Удовлетворенность граждан услугами в
сфере государственной регистрации актов
гражданского состояния за 2020 год
составила 99,59%, за 2021 год - 100%. Предписания
об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации
за отчетный период не вносились.
Внеплановые проверки органов ЗАГС в
отчетных периодах не проводились.
IV. О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И ИСПОЛНЕНИИ
ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ О ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ И ПРАВОВЫХ
ОТНОШЕНИЯХ ПО ГРАЖДАНСКИМ, СЕМЕЙНЫМ,
УГОЛОВНЫМ И ИНЫМ ДЕЛАМ
Предоставление государственной услуги
по проставлению апостиля на документах,
подлежащих вывозу за границу Российской
Федерации, и истребованию личных
документов с территории иностранных
государств
В 2020 году Управлением было проставлено 320
штампов "Апостиль" на документах,
подлежащих вывозу за пределы территории
Российской Федерации (в 2021 году - 335, в 2022
году - 607). Решения об отказе в
проставлении штампа "Апостиль" в
отчетных периодах не принимались.
В 2020 году Управлением было принято 16
заявлений о предоставлении
государственной услуги по истребованию
личных документов с территории
иностранных государств (в 2021 году - 77, в 2022
году - 66). Решения об отказе в отчетных
периодах не принимались.
V. БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии с Федеральным законом от
21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической
помощи в Российской Федерации" и
Законом Тюменской области от 20.02.2012 N 3
"Об оказании юридической помощи в
Тюменской области" государственную
систему бесплатной юридической помощи
Тюменской области составляют:
1) территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти;
2) органы управления государственных
внебюджетных фондов;
3) государственные юридические бюро (в
случае принятия Правительством
Тюменской области решения об их
создании);
4) адвокаты адвокатской палаты Тюменской
области;
5) органы исполнительной власти
Тюменской области и подведомственные им
учреждения (перечень исполнительных
органов государственной власти
утвержден постановлением Губернатора
Тюменской области от 18.04.2005 N 35 "О
структуре исполнительных органов
государственной власти Тюменской
области").
На сегодняшний день государственные
юридические бюро в Тюменской области не
созданы.
Территориальные органы федеральных
органов исполнительной власти и органы
управления государственных
внебюджетных фондов оказывают гражданам
бесплатную юридическую помощь в виде
правового консультирования в устной и
письменной форме по вопросам,
относящимся к их компетенции, в порядке,
установленном законодательством
Российской Федерации для рассмотрения
обращений граждан.
Органы исполнительной власти Тюменской
области и подведомственные им
учреждения оказывают гражданам,
нуждающимся в социальной поддержке и
социальной защите, бесплатную
юридическую помощь в виде составления
заявлений, жалоб, ходатайств и других
документов правового характера и
представляют интересы гражданина в
судах, государственных и муниципальных
органах, организациях в случаях и
порядке, установленных федеральными
законами и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации, в том числе
с учетом обеспечения беспрепятственного
доступа инвалидов в соответствии со
статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации".
Адвокаты адвокатской палаты Тюменской
области участвуют в оказании бесплатной
юридической помощи в случае заключения
аппаратом Губернатора Тюменской области
соглашения, предусмотренного
Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О
бесплатной юридической помощи в
Российской Федерации", с адвокатской
палатой Тюменской области,
Так, в целях реализации вышеуказанного
между адвокатской палатой Тюменской
области и аппаратом Губернатора
Тюменской области (уполномоченным
органом государственной власти
Тюменской области в сфере бесплатной
юридической помощи) ежегодно
заключается соглашение об оказании
бесплатной юридической помощи
адвокатами, являющимися участниками
государственной системы бесплатной
юридической помощи. В 2020 году на
территории Тюменской области бесплатную
юридическую помощь оказывали 92 адвоката
адвокатской палаты Тюменской области. В
2021 году на территории Тюменской области
бесплатную юридическую помощь оказывали
90 адвокатов адвокатской палаты
Тюменской области. На 30.09.2022 на
территории Тюменской области бесплатную
юридическую помощь оказывали 87
адвокатов адвокатской палаты Тюменской
области.
На территории всех муниципальных
районов и городских округов Тюменской
области осуществляют бесплатную
юридическую помощь адвокаты адвокатской
палаты Тюменской области.
Количество обращений граждан, по которым
оказана бесплатная юридическая помощь:
- территориальными органами федеральных
органов исполнительной власти в
субъекте Российской Федерации в 2020 году -
107 533 (в 2021 году - 127 826; первое полугодие 2022
года - 54 122);
- органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в 2020 году
- 21 789 (в 2021 году - 27 379; первое полугодие 2022
года - 12 460);
- территориальными органами управления
государственных внебюджетных фондов в
2020 году - 486 944 (в 2021 году - 89 073; первое
полугодие 2022 года - 37 138);
- адвокатами, являющимися участниками
государственной системы бесплатной
юридической помощи, в 2020 году - 963 (в 2021
году - 897; первое полугодие 2022 года - 514);
- нотариусами в 2020 году - 2 484 (в 2021 году - 371;
первое полугодие 2022 года - 540);
- юридическими клиниками
образовательных учреждений высшего
профессионального образования в 2020 году
- 82 (в 2021 году - 256; первое полугодие 2022 года
- 242);
Негосударственная система бесплатной
юридической помощи в Тюменской области
Что касается функционирования
негосударственной системы бесплатной
юридической помощи в Тюменской области,
то бесплатная юридическая помощь по
данному направлению оказывается
региональным отделением общественной
организации "Ассоциация юристов
России", юридической клиникой
Тюменского государственного
университета.
Управлением были организованы и
проведены дни правовой помощи детям,
посвященные 1 июня - Международному дню
защиты детей, 1 сентября - Дню знаний, 19
ноября - Всероссийскому дню правовой
помощи детям.
На территории Тюменской области
состоялись сотни мероприятий, по
вопросам защиты прав детей и по другим
правовым вопросам жителям Тюменской
области оказывали помощь
квалифицированные юристы - адвокаты,
нотариусы, представители регионального
отделения общероссийской общественной
организации "Ассоциация юристов
России", органов опеки и
попечительства.
Для повышения правовой культуры
несовершеннолетних в образовательных
учреждениях региона прошли конференции,
видеоконференции, беседы, круглые столы,
деловые игры, тренинги и уроки правовой
грамотности, состоялись дни открытых
дверей в администрациях районов и
городских округов Тюменской области.
В целях правового просвещения,
пропаганды законопослушного поведения
прошли профилактические беседы, круглые
столы по вопросам профилактики
подростковой преступности,
ответственности родителей и законных
представителей, уклоняющихся от
воспитания детей, работали телефоны
"горячей линии" Управления Минюста
России по Тюменской области.
Управлением в рамках реализации
полномочий и конструктивного
взаимодействия заключены соглашения с
ННО "Адвокатская палата Тюменской
области", Управлением записи актов
гражданского состояния Тюменской
области, Тюменской областной
нотариальной палатой, Уполномоченным по
правам ребенка в Тюменской области,
Следственным комитетом Российской
Федерации по Тюменской области.
Ссылается на
- Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями на 29 мая 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О некоммерческих организациях (с изменениями на 30 сентября 2024 года)
- Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (с изменениями на 20 марта 2024 года)
- Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с изменениями на 14 сентября 2020 года)
- Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля (с изменениями на 11 сентября 2024 года)
- Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2024 года)
- О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (с изменениями на 8 августа 2024 года)