ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2022 года N 654-п
О внесении изменений в постановление
Правительства Ивановской области от
30.10.2013 N 429-п "Об утверждении
государственной программы Ивановской
области "Долгосрочная
сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы Ивановской
области"
В соответствии со статьей 179 Бюджетного
кодекса Российской Федерации, Законом
Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О
бюджетном процессе в Ивановской
области", постановлением
Правительства Ивановской области от
14.04.2022 N 175-п "О порядке разработки и
реализации государственных программ
Ивановской области" Правительство
Ивановской области постановляет:
Внести изменение в постановление
Правительства Ивановской области от
30.10.2013 N 429-п "Об утверждении
государственной программы Ивановской
области "Долгосрочная
сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы Ивановской
области":
1. В преамбуле слова "постановлением
Правительства Ивановской области от
03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию
областного бюджета на основе
государственных программ Ивановской
области" заменить словами
"постановлением Правительства
Ивановской области от 14.04.2022 N 175-п "О
порядке разработки и реализации
государственных программ Ивановской
области".
2. Приложение к постановлению изложить в
следующей редакции:
"Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 30.10.2013 N 429-п
Государственная программа
Ивановской области "Долгосрочная
сбалансированность и устойчивость
бюджетной системы Ивановской
области"
1. Оценка текущего состояния сферы
управления общественными финансами
Долгосрочная сбалансированность и
устойчивость бюджетной системы
Ивановской области - важнейшее условие
для стабильного функционирования
бюджетной сферы, оказания социальной
поддержки населению, своевременного и
полного исполнения принятых регионом
обязательств, содействия инвестиционной
и предпринимательской активности, а
также достижения стратегических целей
социально-экономического развития
Ивановской области.
Обеспечению долгосрочной
сбалансированности и устойчивости
бюджетной системы в значительной
степени способствует эффективное и
прозрачное управление региональными
финансами.
За период реализации государственной
программы Ивановской области
"Долгосрочная сбалансированность и
устойчивость бюджетной системы
Ивановской области" (далее -
государственная программа) в 2014 - 2021
годах достигнуты следующие результаты.
На протяжении последних 5 лет (с 2017 года)
областной бюджет исполнен с профицитом
(превышением доходов над расходами), что
позволило последовательно сокращать
государственный долг Ивановской области
и создать резервы для сохранения
устойчивости бюджета в условиях
нестабильной экономической ситуации в
связи с распространением коронавирусной
инфекции и геополитическими
изменениями.
Объем государственного долга Ивановской
области значительно сокращен до уровня,
позволяющего осуществлять управление
госдолгом с минимальным риском
рефинансирования долговых обязательств,
полностью погашена задолженность по
кредитам банков. Во многом это стало
возможным за счет участия Ивановской
области в 2017 и 2021 годах в
реструктуризации обязательств по
бюджетным кредитам, полученным из
федерального бюджета, и направления
дополнительно полученных доходов на
погашение накопленного долга по
кредитам банков.
На конец 2021 года объем государственного
долга составил 9,2 млрд руб., или 29,6% к
общему объему доходов областного
бюджета без учета безвозмездных
поступлений.
Совокупность принятых мер по сокращению
государственного долга и изменению его
структуры позволили сократить расходы
на его обслуживание в 2021 году до
минимального значения за последние 14 лет
- 55,8 млн руб., что составило 0,1% от общего
объема расходов областного бюджета за 2021
год.
В 2022 году Ивановская область вошла в
группу субъектов Российской Федерации с
высоким уровнем долговой устойчивости.
В целях формирования единого
информационного пространства и
применения информационных и
телекоммуникационных технологий в сфере
бюджетной политики и налогов, повышения
качества финансового менеджмента
организаций сектора государственного
управления Ивановской области на основе
единых принципов работы, стандартизации
и унификации бюджетных процессов и
процедур, обеспечения интеграции с
единой государственной информационной
системой управления общественными
финансами "Электронный бюджет"
создана государственная информационная
система "Система управления
региональными финансами Ивановской
области".
Разработан бюджетный прогноз Ивановской
области на период до 2030 года, в котором
горизонт бюджетного планирования
расширен до 12 лет, осуществлено
долгосрочное стратегирование основных
показателей областного и
консолидированного бюджетов Ивановской
области, агрегированы показатели
финансового обеспечения
государственных программ на период их
действия.
Формализованы процедуры формирования
обоснований бюджетных ассигнований,
разработаны и утверждены формы
обоснований бюджетных ассигнований по
видам расходов бюджета, изменен процесс
ведения реестра расходных обязательств,
позволивший непрерывно поддерживать
данные реестра в актуальном состоянии и
существенно повысить оперативность и
качество их контроля.
В целях создания условий для
эффективного выполнения полномочий
органов местного самоуправления
Ивановской области из областного
бюджета бюджетам муниципальных
образований предоставлялись дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности.
В соответствии с методиками,
утвержденными Законом Ивановской
области о межбюджетных отношениях,
выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов (городских
округов), а также городских и сельских
поселений осуществлено до единого
уровня.
С 2016 года возобновлена практика
предоставления дотаций на поддержку мер
по обеспечению сбалансированности
местных бюджетов, разработаны методики
их распределения и правила
предоставления.
В результате оказания безвозмездной и
безвозвратной финансовой помощи из
областного бюджета и принятых
большинством муниципальных образований
мер на 1 января 2022 года просроченную
кредиторскую задолженность имеют всего 3
муниципальных образования в общей сумме
15,9 млн руб.
Для поддержания сбалансированности
местных бюджетов в краткосрочной
перспективе в областном бюджете также
ежегодно предусматриваются средства на
предоставление местным бюджетам
бюджетных кредитов в целях покрытия
временных кассовых разрывов,
возникающих при исполнении бюджетов
муниципальных образований, и в целях
частичного покрытия дефицитов бюджетов
муниципальных образований.
В 2022 году предоставлены бюджетные
кредиты на замещение рыночных
заимствований муниципальных
образований.
В рамках мероприятий по повышению
открытости бюджетных данных расширен
перечень информации об областном и
консолидированном бюджетах Ивановской
области, размещаемой на официальном
сайте Департамента финансов Ивановской
области, обеспечена ежегодная
подготовка и публикация "Бюджета для
граждан" - аналитических материалов по
бюджету в простой и доступной для
понимания форме, созданы страницы
Департамента финансов в социальных
сетях, ведется мониторинг муниципальных
образований для стимулирования их к
повышению открытости бюджетных данных.
В рейтинге субъектов Российской
Федерации по уровню открытости
бюджетных данных, составляемом
Научно-исследовательским финансовым
институтом Минфина России, за последние
несколько лет Ивановская область
занимала позиции в группе субъектов с
высоким уровнем открытости бюджетных
данных, за 2021 год вошла в лидирующую
группу регионов с очень высоким уровнем
открытости бюджетных данных.
По результатам оценки качества
управления региональными финансами за
2020 год и предварительным результатам за
2021 год Ивановской области присвоена I
(высшая) степень качества управления
региональными финансами.
2. Описание приоритетов и целей
государственной политики в сфере
реализации государственной программы
Приоритетами государственной политики в
сфере реализации государственной
программы, основанными на положениях
Стратегии социально-экономического
развития Ивановской области до 2030 года,
утвержденной постановлением
Правительства Ивановской области от
27.04.2021 N 220-п, являются следующие
направления:
управление общественными финансами;
управление государственным долгом
Ивановской области;
создание условий для эффективного и
ответственного управления
муниципальными финансами.
Государственная программа реализуется в
целях:
повышения качества управления бюджетным
процессом и эффективности управления
общественными финансами;
минимизации расходов областного бюджета
на обслуживание государственного долга;
содействия обеспечению
сбалансированности бюджетов
муниципальных образований.
3. Задачи государственного управления, способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы
Для достижения целей в сфере реализации
государственной программы необходимо
обеспечить решение следующих задач.
1. По направлению "Управление
общественными финансами":
повышение качества управления бюджетным
процессом и эффективности управления
общественными финансами будет
осуществляться за счет:
концентрации финансовых ресурсов на
приоритетных направлениях расходования
средств и управления резервными
средствами областного бюджета;
повышения прозрачности финансовой
информации, вовлечения институтов
гражданского общества в бюджетный
процесс, а также развития механизмов
инициативного бюджетирования;
развития информационных технологий в
сфере управления региональными
финансами с учетом новых требований к
качеству финансовой деятельности;
интеграции информационных потоков
организаций сектора государственного
управления и публичных правовых
образований в сфере управления
общественными финансами при обеспечении
принципа однократности ввода
информации;
создания условий для повышения качества
финансового менеджмента главных
администраторов бюджетных средств;
совершенствования процедур
долгосрочного бюджетного планирования,
разработки в 2028 году бюджетного прогноза
Ивановской области на последующий
двенадцатилетний период;
обеспечения контроля за соблюдением
положений правовых актов, регулирующих
бюджетные правоотношения, за целевым и
эффективным расходованием бюджетных
средств, использованием
государственного имущества,
достоверностью отчетности о результатах
реализации государственных программ, об
исполнении государственных заданий, а
также за осуществлением закупок для
обеспечения государственных нужд, в
рамках полномочий органа внутреннего
государственного финансового контроля;
обеспечения контроля за соблюдением
требований законодательства Российской
Федерации и иных нормативных правовых
актов о контрактной системе в сфере
закупок товаров, работ, услуг в рамках
полномочий контрольного органа в сфере
закупок.
Ожидаемыми результатами к 2030 году по
направлению являются:
рост качества бюджетного планирования, в
том числе долгосрочного вариативного
планирования основных параметров
бюджета и расходов на реализацию
государственных программ;
повышение прозрачности бюджетных
расходов, увеличение доступности
информации об областном бюджете для
общественности, развитие единого
информационного пространства в сфере
управления общественными финансами;
дальнейшее совершенствование
нормативной правовой базы, регулирующей
вопросы финансового обеспечения
деятельности казенных, бюджетных и
автономных учреждений, условия
финансового обеспечения деятельности
для всех областных государственных
учреждений, в том числе бюджетных и
автономных;
повышение уровня финансово-бюджетной
дисциплины, эффективности планирования
и использования средств областного
бюджета, качества финансового
менеджмента главных администраторов
бюджетных средств;
повышение эффективности,
результативности и прозрачности
осуществления закупок;
обеспечение оперативного
финансирования непредвиденных расходов
областного бюджета, в том числе на
проведение аварийно-восстановительных
работ и иных мероприятий, связанных с
ликвидацией последствий стихийных
бедствий и других чрезвычайных
ситуаций.
2. По направлению "Управление
государственным долгом Ивановской
области":
минимизация расходов областного бюджета
на обслуживание государственного долга
будет осуществляться за счет:
учета условий привлечения заемных
финансовых ресурсов при
финансово-долговом планировании;
своевременного и полного исполнения
долговых обязательств;
снижения рисков, возникающих в процессе
управления государственным долгом.
Ожидаемым результатом к 2030 году по
направлению является сокращение доли
расходов на обслуживание
государственного долга Ивановской
области в общем объеме расходов
областного бюджета.
3. По направлению "Создание условий для
эффективного и ответственного
управления муниципальными
финансами":
содействие обеспечению
сбалансированности бюджетов
муниципальных образований будет
осуществляться за счет:
предоставления дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, дотаций на поддержку мер по
обеспечению сбалансированности местных
бюджетов, иных дотаций;
совершенствования методик
распределения дотаций на выравнивание
бюджетной обеспеченности муниципальных
образований, в том числе с учетом
изменения законодательства в части
организации местного самоуправления;
предоставления бюджетных кредитов
местным бюджетам;
повышения предсказуемости
предоставления межбюджетных
трансфертов местным бюджетам и
сокращения сроков доведения трансфертов
до местных бюджетов.
Ожидаемыми результатами к 2030 году по
направлению являются:
эффективное выравнивание бюджетной
обеспеченности муниципальных
образований;
краткосрочная сбалансированность
бюджетов муниципальных образований;
повышение прозрачности межбюджетных
отношений, эффективности доведения
средств до местных бюджетов.".
3. Настоящее постановление вступает в
силу с 01.01.2023.
Губернатор Ивановской области
С.С.ВОСКРЕСЕНСКИЙ