УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО
НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО РЕСПУБЛИКЕ
АДЫГЕЯ
ПРИКАЗ
от 27 декабря 2021 года N 229
Об утверждении программ профилактики
рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям на 2022 г.
В соответствии со статьей 44 Федерального
закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации" и постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 г. N 990 "Об утверждении Правил
разработки и утверждения контрольными
(надзорными) органами программы
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям"
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Программу профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям по федеральному
государственному
санитарно-эпидемиологическому контролю
(надзору) на 2022 год (приложение N 1);
1.2. Программу профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям в рамках федерального
государственного контроля (надзора) в
области защиты прав потребителей и
федерального государственного контроля
(надзора) за соблюдением
законодательства Российской Федерации о
защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и (или) развитию, на 2022
год (приложение N 2);
1.3. Методические рекомендации по
проведению самообследования и
подготовке декларации соблюдения
обязательных требований (приложение N 3).
2. Начальникам структурных подразделений
и территориальных отделов Управления
Роспотребнадзора по Республике Адыгея
обеспечить выполнение мероприятий,
предусмотренных утвержденными пунктом 1
настоящего приказа программами
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям.
3. Отделу организации надзора Управления
Роспотребнадзора по Республике Адыгея:
3.1. В срок до 27 декабря 2021 года утвердить
сводные планы проведения обязательных
профилактических визитов в 2022 году с
размещением на официальном сайте
Управления Роспотребнадзора по
Республике Адыгея.
3.2. В срок до 1 февраля года, следующего за
отчетным, обеспечить представление
информации о выполненных
профилактических мероприятиях и
показателях эффективности и
результативности мероприятий
утвержденных программ профилактики
рисков причинения вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям в
Роспотребнадзор.
4. Контроль за исполнением настоящего
приказа оставляю за собой.
Руководитель
С.А.ЗАВГОРОДНИЙ
Приложение N 1
Утверждена
приказом
Управления Роспотребнадзора
по Республике Адыгея
от _______ N __
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ ПО ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ГОСУДАРСТВЕННОМУ
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
(НАДЗОРУ) НА 2022 ГОД
Программа профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям по федеральному
государственному
санитарно-эпидемиологическому контролю
(надзору) (далее - Программа профилактики)
разработана в соответствии со ст. 44
Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации" и Правилами разработки и
утверждения контрольными (надзорными)
органами программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 25.06.2021 N 990.
Программа профилактики определяет виды
профилактических мероприятий,
предусмотренные Положением о
федеральном государственном
санитарно-эпидемиологическом контроле
(надзоре), утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.06.2021 N 1100, направленные на
предупреждение нарушений
санитарно-эпидемиологических
требований, обязательных требований в
области качества и безопасности пищевой
продукции, требований, установленных
техническими регламентами, Едиными
санитарно-эпидемиологическими и
гигиеническими требованиями к продукции
(товарам), подлежащей
санитарно-эпидемиологическому надзору
(контролю).
I. Анализ текущего состояния
осуществления федерального
государственного
санитарно-эпидемиологического контроля
(надзора), описание текущего развития
профилактической деятельности
Роспотребнадзора, характеристика
проблем, на решение которых направлена
программа профилактики
Предметом федерального
государственного
санитарно-эпидемиологического контроля
(надзора) являются:
а) соблюдение
санитарно-эпидемиологических
требований;
б) соблюдение обязательных требований в
области качества и безопасности пищевой
продукции, установленных в соответствии
с Федеральным законом "О качестве и
безопасности пищевых продуктов" и
принимаемыми в соответствии с ним
нормативными правовыми актами;
в) соблюдение иных обязательных
требований в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, установленных
Федеральным законом "О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения", иными
федеральными законами и принятыми в
соответствии с ними нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
актами, составляющими право
Евразийского экономического союза;
г) соблюдение (реализация) требований,
содержащихся в разрешительных
документах в области
санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;
д) исполнение решений, принимаемых по
результатам контрольных (надзорных)
мероприятий;
е) выполнение
санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
ж) соблюдение изготовителем,
исполнителем (лицом, выполняющим функции
иностранного изготовителя), продавцом
требований, установленных техническими
регламентами, Едиными
санитарно-эпидемиологическими и
гигиеническими требованиями к продукции
(товарам), подлежащей
санитарно-эпидемиологическому надзору
(контролю), утвержденными решением
Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299
"О применении санитарных мер в
Евразийском экономическом союзе", или
обязательных требований, подлежащих
применению до вступления в силу
технических регламентов в соответствии
с Федеральным законом "О техническом
регулировании".
Роспотребнадзор и его территориальные
органы осуществляют федеральный
государственный
санитарно-эпидемиологический контроль
(надзор) за следующими объектами
государственного контроля (надзора)
(далее - объекты контроля):
а) деятельность, действия (бездействие)
контролируемых лиц, в рамках которых
должны соблюдаться обязательные
требования, в том числе предъявляемые к
контролируемым лицам, осуществляющим
деятельность, действия (бездействие);
б) результаты деятельности
контролируемых лиц, в том числе
продукция (товары), подлежащая
государственному контролю (надзору) на
таможенной границе и таможенной
территории Евразийского экономического
союза по Единому перечню продукции
(товаров), подлежащей государственному
санитарно-эпидемиологическому надзору
(контролю), утвержденному решением
Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299
"О применении санитарных мер в
Евразийском экономическом союзе", к
которой предъявляются обязательные
требования;
в) здания, помещения, сооружения,
линейные объекты, территории, включая
водные, земельные и лесные участки,
оборудование, устройства, предметы,
материалы, транспортные средства и
другие объекты, которыми контролируемые
лица владеют и (или) пользуются и к
которым предъявляются обязательные
требования (далее - производственные
объекты).
Общее количество юридических лиц,
индивидуальных предпринимателей,
осуществляющих деятельность на
территории Российской Федерации,
деятельность которых подлежит
государственному контролю (надзору),
составляет в 1 полугодии 2021 г. - 929027.
Федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический контроль
(надзор) осуществляется с
рискориентированным подходом. В I
полугодии 2021 г. территориальными
органами Роспотребнадзора проведено 81784
проверки, из них плановых - 27688 проверок.
Внеплановые проверки проводились по
основаниям:
- по контролю за исполнением предписаний,
выданных по результатам проведенных
ранее проверок;
- по заявлениям (обращениям) физических и
юридических лиц, по информации органов
государственной власти, местного
самоуправления, средств массовой
информации, в том числе:
- о возникновении угрозы причинения
вреда жизни, здоровью граждан, вреда
животным, растениям, окружающей среде;
- о причинении вреда жизни, здоровью
граждан, вреда животным, растениям,
окружающей среде;
- на основании приказов (распоряжений)
руководителя органа государственного
контроля (надзора), изданных в
соответствии с поручениями Президента
Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации;
- на основании приказов (распоряжений)
руководителя органа государственного
контроля (надзора), изданного в
соответствии с требованиями органов
прокуратуры.
Доля плановых проверок, по итогам
которых выявлены правонарушения, от
общего числа плановых проверок
составила 95,8%.
По выявленным нарушениям:
- вынесены представления об устранении
причин и условий, способствовавших
совершению административного
правонарушения,
- составлены протоколы об
административном правонарушении и др.
Выдано 17084 предостережения о
недопустимости нарушения обязательных
требований.
Федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический контроль
(надзор) осуществляется на основе
управления рисками причинения вреда
(ущерба) жизни и здоровью граждан.
Сформирован федеральный реестр
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, а также используемых
ими производственных объектов,
подлежащих контролю (надзору) (реестр
объектов контроля). Проведено полное
распределение объектов контроля,
подлежащих федеральному
государственному
санитарно-эпидемиологическому контролю
(надзору), по категориям риска.
Сформирована система сбора объективных
данных, позволяющая с использованием
ведомственной информационной системы
собирать данные и отслеживать их
изменение, учитывать при определении
категории риска причиненный вред и
характеристики индивидуального
поведения контролируемых лиц. Категории
риска по федеральному государственному
санитарно-эпидемиологическому контролю
(надзору) определяются с учетом
индивидуального поведения
контролируемых лиц ("динамическая
модель").
Актуализированы перечни объектов
контроля, которым присвоены категории
риска. Роспотребнадзором обеспечена
доступность информации об объектах
контроля. На официальном сайте
Роспотребнадзора, сайтах
территориальных органов
Роспотребнадзора размещена информация
об объектах контроля, предусмотренная
пунктами 29 и 30 Положения о федеральном
государственном
санитарно-эпидемиологическом контроле
(надзоре), утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.06.2021 N 1100 (http://risk.rospotrebnadzor.ru/).
II. Цели и задачи реализации программы
профилактики
Программа направлена на достижение
следующих целей:
предупреждение нарушений
контролируемыми лицами обязательных
требований, установленных
законодательством Российской Федерации
в сфере санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, обеспечения
качества и безопасности пищевых
продуктов;
повышение информированности
контролируемых лиц об обязательных
требованиях и способах их соблюдения;
стимулирование добросовестного
соблюдения обязательных требований
всеми контролируемыми лицами;
устранение условий, причин и факторов,
способных привести к нарушениям
обязательных требований и (или)
причинению вреда (ущерба) жизни и
здоровью человека.
Поставленные цели достигаются путем
решения следующих задач:
формирования единого подхода к
организации и проведению
профилактических мероприятий в
территориальных органах
Роспотребнадзора;
формирования единого понимания
обязательных требований у всех
контролируемых лиц;
выявления причин, факторов и условий,
способствующих нарушениям обязательных
требований, разработки мероприятий,
направленных на их устранение, или
снижения рисков их возникновения.
Мероприятия по профилактике нарушений
обязательных требований организуются и
осуществляются Роспотребнадзором и его
территориальными органами на основе
следующих принципов:
понятность - представление информации об
обязательных требованиях в простой,
понятной и исчерпывающей форме
(описание, пояснение, приведение
примеров самих обязательных требований,
указание нормативных правовых актов, их
содержащих, и административных
последствий за нарушение обязательных
требований);
информационная открытость - доступность
для контролируемых лиц сведений об
организации и осуществлении
профилактических мероприятий (в том
числе за счет использования
информационно-коммуникационных
технологий);
вовлеченность - обеспечение включения
контролируемых лиц посредством
различных каналов и инструментов
обратной связи в процесс взаимодействия
с Роспотребнадзором и его
территориальными органами по поводу
предмета профилактических мероприятий,
их качества и результативности;
полнота охвата - включения максимального
числа контролируемых лиц в процесс
взаимодействия с Роспотребнадзором и
его территориальными органами;
обязательность - обязательное
проведение профилактических
мероприятий Роспотребнадзором и его
территориальными органами по видам
контроля (надзора);
актуальность - регулярный анализ и
обновление Программы профилактики,
использование актуальной информации при
проведении профилактических
мероприятий;
релевантность и рациональность - выбор
набора видов и форм профилактических
мероприятий, учитывающих особенности и
состояние контролируемых лиц;
периодичность - обеспечение
регулярности проведения
профилактических мероприятий.
III. Перечень профилактических
мероприятий*
В соответствии с Положением о
федеральном государственном
санитарно-эпидемиологическом контроле
(надзоре), утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от
30.06.2021 N 1100, проводятся следующие
профилактические мероприятия:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной
практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
IV. Показатели эффективности и
результативности мероприятий Программы
профилактики
Показателями эффективности и
результативности мероприятий Программы
профилактики являются:
количество проведенных
профилактических мероприятий;
количество подконтрольных субъектов, в
отношении которых проведены
профилактические мероприятия;
доля контролируемых лиц/объектов
контроля, в отношении которых проведены
профилактические мероприятия, от их
общего количества, %;
доля проведенных профилактических
мероприятий в общем количестве
проведенных контрольных (надзорных)
мероприятий в отчетном периоде, %;
доля повторных административных
правонарушений от общего количества
правонарушений, %;
удельный вес отказов контролируемых лиц
от проведения обязательного
профилактического визита от общего
количества запланированных
профилактических визитов, %.
III.* Перечень и сроки (периодичность)
проведения профилактических
мероприятий
N п/п |
Наименование мероприятия |
Форма проведения мероприятия |
Срок (периодичность) проведения |
Ответственный исполнитель |
1. |
Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований |
1.1. Размещение на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея текстов нормативных правовых актов и сведений об изменениях, внесенных в нормативные правовые акты, регулирующих осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) |
Не позднее даты вступления в силу НПА, содержащего обязательные требования, и (или) в соответствии с которым вносятся изменения в действующие НПА, содержащие обязательные требования, либо признается утратившим силу НПА, содержащий обязательные требования |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
1.2. Размещение на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и поддержание в актуальном состоянии перечня НПА с указанием структурных единиц этих актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с текстами в действующей редакции |
В 10-дневный срок со дня утверждения перечня или его актуализации. Актуализация перечня проводится не позднее даты вступления в силу НПА, содержащего обязательные требования, и (или) в соответствии с которым вносятся изменения в действующие НПА, содержащие обязательные требования, либо признается утратившим силу НПА, содержащий обязательные требования, изменения иных сведений, подлежащих размещению |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
1.3. Размещение руководств по соблюдению действующих обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) |
2 квартал 2022 г., а также при необходимости после принятия решения |
Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Отдел организации надзора |
|
|
1.4. Размещение доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики |
До 1 июня 2022 г. |
Отдел организации надзора |
|
|
1.5. Подготовка разъяснений о содержании новых нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие |
По мере издания новых нормативных правовых актов или внесения изменений в действующие НПА |
Управления центрального аппарата Роспотребнадзора |
|
|
1.6. Размещение на официальных сайтах информации о способах и времени осуществления консультирования, а также перечень вопросов, по которым предоставляется консультирование |
До 1 апреля 2022 г. |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
1.7. Консультирование по однотипным обращениям контролируемых лиц и их представителей, которые содержат вопросы разъяснения обязательных требований, проводится посредством размещения соответствующей информации |
В течение года при обращении контролируемых лиц и (или) их представителей |
Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
1.8. Разъяснение юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям обязательных требований в рамках: - "Дней открытых дверей для предпринимателей"; - "горячих линий"; - личных приемов; - выездных приемов на подведомственных территориях; - консультаций в Общественных приемных; - консультаций в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг; - тематических совещаний, семинаров для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе на базе региональных отделений Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей; - тематических совещаний для юридических в общественного питания, торговли и др.) на уровне органов власти с представителями подконтрольных субъектов; - обучающих мероприятий для подконтрольных субъектов |
В соответствии с графиком |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
1.9. Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации: - печатные издания, радио, телевидение |
В соответствии со сроками ежемесячных медиапланов |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
2. |
Обобщение правоприменительной практики |
2.1. Сбор данных об организации и проведении мероприятий по контролю (надзору), о направлении предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, об обжаловании результатов мероприятий по контролю |
Ежеквартально |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
2.2. Выявление проблемных вопросов организации и осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) |
В течение года |
Управления центрального аппарата Роспотребнадзора (по компетенции) |
|
|
2.3. Выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению нарушений |
В течение года |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
|
|
2.4. Подготовка доклада о правоприменительной практике по результатам федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) |
До 1 апреля 2022 г. |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
3. |
Объявление предостережения |
При наличии сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований объявление контролируемому лицу предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований |
В случае наличия у сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Отдел организации надзора Отдел правового обеспечения Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы |
4. |
Консультирование |
Консультирование осуществляется инспекторами, должностными лицами государственных учреждений, подведомственных Роспотребнадзору, по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия по следующим вопросам: а) наличие и (или) содержание обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; б) периодичность и порядок проведения контрольных (надзорных) мероприятий; в) порядок выполнения обязательных требований в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; г) порядок обжалования решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц |
Постоянно по обращениям контролируемых лиц и их представителей |
Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы ФБУЗ |
5. |
Обязательные профилактические визиты |
Обязательные профилактические визиты проводятся в отношении: - контролируемых лиц, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска; - контролируемых лиц, осуществляющих производство и реализацию продукции (товаров), отнесенных к чрезвычайно высокому и высокому риску; - контролируемых лиц, со дня начала фактического осуществления деятельности которых прошло менее одного года |
В течение года в соответствии с утвержденными территориальными органами Роспотребнадзора планами проведения обязательных профилактических визитов на 2022 г. |
Отдел санитарного надзора Отдел эпидемиологического надзора Территориальные отделы ФБУЗ |
Приложение N 2
Утверждена
Приказом
Управления Роспотребнадзора
по Республике Адыгея
от _______ N __
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РИСКОВ
ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА (УЩЕРБА) ОХРАНЯЕМЫМ
ЗАКОНОМ ЦЕННОСТЯМ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В
ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О
ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ
ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И (ИЛИ) РАЗВИТИЮ, НА 2022
ГОД
Настоящая Программа разработана в
соответствии со статьей 44 Федерального
закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации" и Правилами разработки и
утверждения контрольными (надзорными)
органами программы профилактики рисков
причинения вреда (ущерба) охраняемым
законом ценностям, утвержденными
постановлением Правительства
Российской Федерации от 25 июня 2021 года N
990.
I. Анализ текущего состояния
осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в
области защиты прав потребителей,
федерального государственного контроля
(надзора) за соблюдением
законодательства Российской Федерации о
защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и (или) развитию,
описание текущего развития
профилактической деятельности
Роспотребнадзора и его территориальных
органов, характеристика проблем, на
решение которых направлена программа
профилактики
Анализ текущего состояния осуществления
федерального государственного контроля
(надзора) в области защиты прав
потребителей, а также итоги обобщения
правоприменительной практики подробно
представлены в государственном докладе
"Защита прав потребителей в
Российской Федерации в 2020 году" <1> и
характеризуются следующими
тенденциями.
<1> Размещен на официальном сайте
Роспотребнадзора (https://www.rospotrebnadzor.ru),
подготовлен в соответствии с Положением
о государственном докладе о защите прав
потребителей в Российской Федерации,
утвержденном постановлением
Правительства Российской Федерации от 5
апреля 2012 г. N 283.
В течение 3 последних лет отмечена
тенденция увеличения поступления в
территориальные органы
Роспотребнадзора обращений по вопросам
защиты прав потребителей (на 12% в 2019 году
и на 14% в 2020 году), что свидетельствует,
прежде всего, о нежелании хозяйствующих
субъектов удовлетворить в добровольном
порядке требования потребителей,
которые чаще всего связаны со спорами
имущественного характера,
злоупотреблении правом в отношениях с
потребителем как заведомо более слабой
стороной в договоре.
И несмотря на резкое снижение в 2020 году
количества проверок, проведенных
территориальными органами
Роспотребнадзора (в 6 раз по сравнению с
2019 годом), показатель, характеризующий
соотношение абсолютного числа
выявленных нарушений к общему
количеству проверок в 2020 году, не
снизился и составил 2,8, что также
подтверждает неготовность
бизнес-структур следовать "букве
закона", а также отсутствие прогресса
в соблюдении ими обязательных
требований наднациональных и
национальных нормативных правовых
актов.
Анализ статистических данных за 2020 год,
представленных территориальными
органами Роспотребнадзора и связанных с
практикой применения инструмента
контрольной закупки, подтверждает
негативную практику злоупотребления
доверием граждан, когда в 75% случаев
выявлялись нарушения прав потребителей.
При этом в целях снижения
административной нагрузки на
контролируемых лиц Роспотребнадзором в
2020 году так же, как и в 2019 году уже активно
проводились мероприятия по контролю без
взаимодействия с юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, в
том числе наблюдение за соблюдением
обязательных требований при размещении
информации в сети Интернет и СМИ, анализ
информации о деятельности либо
действиях юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей,
обязанность по предоставлению которой (в
том числе посредством использования
федеральных государственных
информационных систем) возложена на
такие лица в соответствии с федеральным
законом.
Наиболее значительной (20%) в 2020 году
являлась доля административных мер,
примененных Роспотребнадзором в связи с
несоблюдением субъектами
предпринимательской деятельности
требований правил продажи товаров, в том
числе дистанционным способом, а также в
связи с продажей товаров, выполнением
работ либо оказанием населению услуг
ненадлежащего качества (с нарушением
обязательных требований).
Для целей информирования не только
потребителей, но и бизнес-сообщества
Роспотребнадзором создан и успешно
функционирует государственный
информационный ресурс в области защиты
прав потребителей (далее - ГИС ЗПП,
www.zpp.rospotrebnadzor.ru), который является
источником осведомленности о
действующих нормах потребительского
права и его изменениях.
В ГИС ЗПП, состоящем из 10 модулей,
размещена вся нормативная база по защите
прав потребителей, включая
международные и региональные правовые
акты, а также информационные и
аналитические материалы.
Каждый посетитель сайта может
ознакомиться с многочисленными
памятками, обучающими видеороликами,
образцами претензионных и исковых
заявлений. Также размещена вся
информация о судебной практике
Роспотребнадзора в сфере защиты прав
потребителей.
Только в 2020 году в ГИС ЗПП размещено
(опубликовано) 17,5 тысячи материалов.
В целом проблемы, связанные с защитой
прав потребителей в Российской
Федерации, можно охарактеризовать
следующим образом: в условиях
акцентированного перехода от надзора за
состоянием потребительского рынка к
мерам профилактики нарушений со стороны
хозяйствующих субъектов необходимы
шаги, позволяющие не только не допускать
ухудшения достигнутого уровня защиты
прав потребителей, но и всячески его
повышать, в том числе за счет
профилактики рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям.
Поскольку ситуация, обусловленная
динамикой распространения
коронавирусной инфекции COVID-19,
продолжает оставаться достаточно
сложной и напряженной, в том числе в
сфере экономики, необходимо
своевременно сбалансировать интересы
потребителей с интересами
предпринимателей и приоритетно
осуществлять проведение
профилактических мероприятий,
направленных на снижение риска
причинения вреда (ущерба).
За нарушение законодательства
Российской Федерации о защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью
и (или) развитию, в отношении
хозяйствующих субъектов должностными
лицами территориальных органов
Роспотребнадзора по части 1 статьи 6.17
КоАП РФ в 2018 году было составлено 24
протокола, в 2019 году - 30, в 2020 году - 18, что
свидетельствует об отсутствии
массовости нарушений на рынке
распространения информационной
продукции, реализуемой потребителям, при
осуществлении контроля (надзора) за ее
соответствием обязательным требованиям
в части указания в сопроводительных
документах на информационную продукцию
сведений, полученных в результате
классификации информационной продукции,
а также в части размещения на такой
продукции в соответствии с указанными
сведениями знака информационной
продукции.
Доклад, содержащий результаты
правоприменительной практики, связанной
с осуществлением федерального
государственного контроля (надзора) за
соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью
и (или) развитию, будет подготовлен по
итогам работы Роспотребнадзора за 2021 год
в соответствии с требованиями
Федерального закона от 31 июля 2020 года N
248-ФЗ "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации" и Положения о
федеральном государственном контроле
(надзоре) за соблюдением
законодательства Российской Федерации о
защите детей от информации, причиняющей
вред их здоровью и (или) развитию,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 25
июня 2021 года N 1019.
II. Цели и задачи реализации программы
профилактики
Целями профилактических мероприятий
являются:
снижение рисков причинения вреда
(ущерба) охраняемым законом ценностям
контролируемыми лицами, включая
устранение причин, факторов и условий,
способствующих возможному нарушению
обязательных требований;
мотивация контролируемых лиц к
добросовестному соблюдению
обязательных требований и, как
следствие, снижение уровня вреда (ущерба)
охраняемым законом ценностям;
снижение административной нагрузки на
контролируемых лиц.
Реализация Программы позволит также
решить следующие задачи:
формирование единого понимания
обязательных требований
контролируемыми лицами при
осуществлении Роспотребнадзором и его
территориальными органами федерального
государственного контроля (надзора) в
области защиты прав потребителей;
выявление причин, факторов и условий,
способствующих нарушению обязательных
требований, определение способов
устранения или снижения рисков их
возникновения;
установление зависимости видов и
кратности проведения профилактических
мероприятий от сфер и особенностей
деятельности контролируемых лиц.
III. Перечень профилактических
мероприятий
III.I. Мероприятия, проводимые
территориальными органами
Роспотребнадзора
Мероприятия, проводимые Управлением
Роспотребнадзора по Республике Адыгея
Виды профилактических мероприятий |
Ответственный исполнитель (структурное подразделение и/или должностные лица) |
Периодичность проведения |
Способы проведения мероприятия |
Информирование |
Отдел защиты прав потребителей |
На постоянной основе |
Посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по Республике Адыгея и в ГИС ЗПП |
Меры стимулирования добросовестности |
Отдел защиты прав потребителей |
По мере обращения контролируемых лиц |
В виде оценки соответствия контролируемых лиц категорий риска (в соответствии с п. 16 ПП РФ N 1005) |
Консультирование |
Отдел защиты прав потребителей ФБУЗ |
По обращениям контролируемых лиц и (или) их представителей |
При личном обращении (согласно утвержденному графику), посредством телефонной связи, электронной почты, видео-конференц-связи, а также в ходе проведения профилактического или контрольного (надзорного) мероприятия |
Объявление предостережения |
Отдел защиты прав потребителей |
При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям |
Указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающий их нормативный правовой акт, информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) контролируемого лица могут привести или приводят к нарушению обязательных требований, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных требований |
Самообследование |
Отдел защиты прав потребителей |
По мере обращений контролируемых лиц, а также при объявлении предостережения |
В автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных в методических рекомендациях, размещенных на официальном сайте Роспотребнадзора в сети "Интернет" |
Профилактический визит |
Отдел защиты прав потребителей ФБУЗ |
В установленный период, в отношении контролируемых лиц (согласно утвержденному Реестру контролируемых лиц - Приложение), осуществляющих деятельность в сфере продажи товаров, оказания услуг (выполнения работ) в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей |
Профилактическая беседа по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи, либо использование различных площадок (круглые столы и т.п.) |
IV. Показатели результативности и
эффективности программы профилактики
N п/п |
Наименование показателя |
2020 год (базовый абсолютный показатель) |
2022 год, % |
1. |
Увеличение количества консультаций по разъяснению обязательных требований |
460871 |
50% |
2. |
Увеличение количества выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований |
10324 |
30% |
3. |
Увеличение количества принятых деклараций соблюдения обязательных требований по результатам самообследования |
- |
100% |
4. |
Удельный вес отказов контролируемых лиц от проведения обязательного профилактического визита от общего количества запланированных профилактических визитов |
- |
30% |
В настоящей Программе применяются
следующие сокращения:
ПП РФ - постановление Правительства
Российской Федерации;
ФБУЗ - Федеральное бюджетное учреждение
здравоохранения "Центр гигиены и
эпидемиологии в соответствующем
субъекте Российской Федерации";
Закон N 248-ФЗ - Федеральный закон от 31.07.2020 N
248-ФЗ "О государственном контроле
(надзоре) и муниципальном контроле в
Российской Федерации";
ОЗПП - отдел защиты прав потребителей
территориального органа
Роспотребнадзора;
ТО - территориальный отдел
территориального органа
Роспотребнадзора;
ИП - индивидуальный предприниматель.
Приложение N 3
Утверждены
приказом
Роспотребнадзора
от _______ N __
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ И ПОДГОТОВКЕ
ДЕКЛАРАЦИИ СОБЛЮДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ
Настоящие методические рекомендации
подготовлены с целью оказания
методической помощи по вопросам
проведения процедуры самообследования в
рамках добровольного определения
контролируемыми лицами уровня
соблюдения ими обязательных требований,
относящихся к предмету федерального
государственного контроля (надзора) в
области защиты прав потребителей (далее
по тексту - Методические рекомендации).
Процедуру самообследования
контролируемыми лицами регулируют
следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О
государственном контроле (надзоре) и
муниципальном контроле в Российской
Федерации" (далее по тексту - Закон N
248-ФЗ);
- постановление Правительства
Российской Федерации от 25.06.2021 N 1005 "Об
утверждении Положения о федеральном
государственном контроле (надзоре) в
области защиты прав потребителей"
(далее по тексту - Положение).
На уровне контролируемого лица
процедуру проведения самообследования
могут дополнительно определять
соответствующие локальные акты, не
противоречащие требованиям
законодательства Российской Федерации.
Самообследование осуществляется в
автоматизированном режиме в трех
формах:
а) самостоятельно с принятием "простой
декларации" о соблюдении обязательных
требований;
б) с привлечением общественных
объединений потребителей (их ассоциаций,
союзов) с принятием
"квалифицированной декларации" о
соблюдении обязательных требований;
в) без принятия декларации о соблюдении
обязательных требований, в том числе в
случаях, установленных частью 3 статьи 49
Закона N 248-ФЗ.
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ С ПРИНЯТИЕМ ДЕКЛАРАЦИИ
О СОБЛЮДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
1.1. Этапы самообследования.
Процедура самообследования включает в
себя следующие этапы:
- планирование и подготовка работ по
самообследованию;
- организация и проведение
самообследования;
- обобщение полученных результатов
самообследования и формирование
(подготовка) отчета;
- рассмотрение отчета и принятие
декларации о соблюдении обязательных
требований;
- направление декларации о соблюдении
обязательных требований в
Роспотребнадзор (его территориальные
органы) (далее по тексту - контрольный
(надзорный) орган);
- регистрация контрольным (надзорным)
органом и размещение декларации о
соблюдении обязательных требований.
Самостоятельное самообследование |
Самообследование с привлечением общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) |
1 этап: планирование и подготовка работ по самообследованию | |
определение контролируемым лицом: - сроков проведения самообследования и принятия декларации о соблюдении контролируемым лицом обязательных требований; - способов проведения самообследования (самостоятельно либо с привлечением общественных объединений потребителей); - объектов самообследования (контролируемое лицо в целом, либо его обособленные подразделения, иные объекты); - ответственных лиц за прохождение тестирования, формирование (подготовку) и рассмотрение отчета, подписание декларации о соблюдении обязательных требований; - общественных объединений потребителей, привлекаемых для его проведения (при выборе способа самообследования с их участием), которые должны по своему уровню (федеральный, региональный, местный) соответствовать масштабу деятельности привлекающего лица (федеральный, региональный, местный) и иметь опыт работы в области защиты прав потребителей не менее 5 лет при отсутствии у них подтвержденных претензий со стороны Роспотребнадзора (его территориальных органов) и правоохранительных органов, наличие официального сайта в сети "Интернет", где размещена актуальная информация о деятельности общественного объединения потребителей в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" | |
2 этап: организация и проведение самообследования | |
- анализ общедоступной информации контрольного (надзорного) органа, размещенной в том числе на его официальном сайте в сети "Интернет"; - прохождение ответственным лицом контролируемого лица самообследования в форме тестирования на официальном сайте в сети "Интернет" контрольного (надзорного) органа |
- устанавливается порядок взаимодействия с общественными объединениями потребителей; - определяется лицо от общественного объединения потребителей, которое обеспечивает координацию работы по направлениям самообследования, способствует оперативному решению вопросов, возникающих у контролируемого лица при проведении самообследования, и отвечает за свод и оформление результатов самообследования в виде отчета; - прохождение самообследования в форме тестирования с верификацией результатов общественным объединением потребителей на официальном сайте в сети "Интернет" контрольного (надзорного) органа |
3 этап: обобщение полученных результатов и формирование (подготовка) отчета | |
Ответственным лицом контролируемого лица самостоятельно обобщаются результаты самообследования, и подготавливается отчет |
Отчет о результатах самообследования подготавливается и подписывается представителем общественного объединения потребителей либо самостоятельно ответственным лицом контролируемого лица с обязательным его согласованием с представителем общественного объединения потребителей |
4 этап: рассмотрение отчета и принятие декларации о соблюдении обязательных требований | |
По результатам рассмотрения ответственным лицом контролируемого лица отчета принимается "простая декларация" о соблюдении контролируемым лицом обязательных требований |
По результатам рассмотрения ответственным лицом контролируемого лица и руководителем общественного объединения потребителей отчета принимается "квалифицированная декларация" о соблюдении контролируемым лицом обязательных требований, подписываемая руководителем общественного объединения потребителей и ответственным лицом контролируемого лица |
5 этап: направление декларации о соблюдении обязательных требований в контрольный (надзорный) орган | |
Контролируемое лицо в разумный срок, но не более десяти рабочих дней, с момента принятия декларации о соблюдении обязательных требований направляет ее в контрольный (надзорный) орган, с приложением отчета о результатах самообследования. Декларации о соблюдении обязательных требований принимаются контрольным (надзорным) органом к рассмотрению лично через общественную приемную с предъявлением документа, удостоверяющего личность гражданина, а для представителя гражданина или организации - документа, подтверждающего его полномочия, либо в электронном виде при условии подтверждения и проверки соответствующих полномочий. С 1 января 2024 года документы направляются контролируемым лицом контрольному (надзорному) органу в порядке, установленном Законом N 248-ФЗ | |
6 этап: регистрация контрольным (надзорным) органом и размещение декларации о соблюдении обязательных требований | |
При поступлении на регистрацию "простой декларации" о соблюдении обязательных требований контрольный (надзорный) орган осуществляет рассмотрение отчета о результатах самообследования в течение десяти рабочих дней с момента поступления. Ответственность за достоверность информации, представленной в отчете о результатах самообследования, несет контролируемое лицо. При наличии замечаний к отчету о результатах самообследования контрольный (надзорный) орган направляет их контролируемому лицу. После рассмотрения отчета о результатах самообследования "простая декларация" о соблюдении обязательных требований подлежит регистрации контрольным (надзорным) органом в течение трех рабочих дней. Размещение "простой декларации" о соблюдении обязательных требований осуществляется на официальном сайте в сети "Интернет" контрольного (надзорного) органа, регистрирующего декларации о соблюдении обязательных требований, в течение пяти рабочих дней с момента ее регистрации |
"Квалифицированная декларация" о соблюдении обязательных требований подлежит регистрации контрольным (надзорным) органом в течение трех рабочих дней с момента ее поступления. Размещение "квалифицированной декларации" о соблюдении обязательных требований на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети "Интернет" осуществляется в течение пяти рабочих дней с момента ее регистрации. Ответственность за достоверность информации, представленной в отчете о результатах самообследования, несут контролируемое лицо и привлеченное им общественное объединение потребителей. В случае установления контрольным (надзорным) органом фактов, несоответствия сведений, содержащихся в отчете о результатах самообследования, общественное объединение потребителей, участвовавшее в проведении самообследования, не может в течение трех лет с момента установления такого факта привлекаться для проведения процедуры самообследования контролируемыми лицами |
Примечание.
Регистрация декларации о соблюдении
обязательных требований проводится
территориальным органом
Роспотребнадзора, в зависимости от
объекта самообследования.
Если самообследование проводилось в
отношении контролируемого лица в целом,
регистрация декларации о соблюдении
обязательных требований осуществляется
территориальным органом
Роспотребнадзора по месту нахождения
контролируемого лица (юридического
адреса для организации, адреса места
жительства для индивидуального
предпринимателя).
Если самообследование проводилось в
отношении одного обособленного
подразделения, одного объекта контроля
(надзора), регистрация декларации о
соблюдении обязательных требований
осуществляется территориальным органом
Роспотребнадзора по месту нахождения
этого обособленного подразделения или
объекта контроля (надзора).
Если самообследование проводилось в
отношении нескольких обособленных
подразделений, нескольких объектов
контроля (надзора), регистрация
декларации о соблюдении обязательных
требований осуществляется
территориальным органом
Роспотребнадзора по месту нахождения
наиболее крупного обособленного
подразделения, объекта контроля
(надзора).
Сведения о зарегистрированных
декларациях о соблюдении обязательных
требований вносятся в Единый реестр
деклараций о соблюдении обязательных
требований, открытый для всеобщего
ознакомления.
Единый реестр деклараций о соблюдении
обязательных требований размещается на
официальном сайте Роспотребнадзора в
сети "Интернет" https://www.rospotrebnadzor.ru/.
Пройти самообследование в форме
тестирования возможно на официальном
сайте Роспотребнадзора в сети
"Интернет" https://www.rospotrebnadzor.ru, где
также размещается порядок его
прохождения.
Глава 2. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ
РАЗДЕЛОВ ОТЧЕТА О РЕЗУЛЬТАТАХ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ
2.1. Сведения о контролируемом лице.
В этом разделе приводится информация о
контролируемом лице:
- указывается фирменное наименование
(наименование) организации, место
осуществления фактической деятельности,
в том числе юридический адрес и режим
работы (для индивидуального
предпринимателя указывается адрес места
жительства, адрес места фактического
осуществления деятельности, режим
работы);
- ОГРН, ИНН, дата регистрации в налоговом
органе, вид осуществляемой
деятельности;
- количество обособленных подразделений,
принадлежащих объектов и адрес их места
нахождения;
- штатная численность работников.
2.2. Анализ деятельности на предмет
соблюдения обязательных требований.
В этом разделе в зависимости от вида
осуществляемой деятельности
контролируемому лицу рекомендуется
указать сведения о соблюдении им
обязательных требований к порядку
доведения до потребителя необходимой и
достоверной информации, соблюдению
правил продажи товаров (оказания услуг
(выполнения работ)), порядку заключения
договора с потребителем и т.п.
Рекомендуется также указывать
статистические и иные данные,
характеризующие деятельность
контролируемого лица (например,
количество клиентов, географические
границы рынка и т.п.).
Примечание.
Перечень нормативных правовых актов (их
отдельных положений), содержащих
обязательные требования, оценка
соблюдения которых осуществляется
Роспотребнадзором в рамках
осуществления федерального
государственного контроля (надзора) в
области защиты прав потребителей,
размещен на официальном сайте
Роспотребнадзора в сети "Интернет"
https://www.rospotrebnadzor.ru.
2.3. Сведения о способах коммуникации с
потребителем для решения спорных
ситуаций.
В этом разделе рекомендуется указывать
наличие у контролируемого лица каналов
для обработки претензий потребителей
(например, телефон "горячей линии",
адрес электронной почты, мессенджеры,
бизнес-аккаунты в социальных сетях,
общение через комментарии, и т.п.) и/или
отдельной службы по обработке претензий
потребителей.
2.4. Описание лучших практик.
В этом разделе рекомендуется отразить
лучшие практики, применяемые
контролируемым лицом, в целях повышения
лояльности клиентов (например, принятие
дополнительных обязательств в отношении
недостатков товара, обнаруженных по
истечении гарантийного срока; принятие
обязательств обменять
непродовольственный товар надлежащего
качества на аналогичный товар в срок,
превышающий установленный статьей 25
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N
2300-1 "О защите прав потребителей"
(далее по тексту - Закон N 2300-1), с момента
покупки; рассмотрение требований о
возврате денежных средств в срок меньшей
продолжительности, чем установленный
статьей 22 Закона N 2300-1, и т.п.).
2.5. Результаты тестирования.
В этом разделе указываются результаты
тестирования с присвоением
соответствующей оценки.
В заключении этого раздела важно
акцентировать внимание на выводах о
деятельности контролируемого лица,
полученных на основании проведенного
анализа. Важно помнить, что
аналитическая часть должна содержать
результаты анализа деятельности.
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ
ДЕКЛАРАЦИИ О СОБЛЮДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ
Декларация о соблюдении обязательных
требований оформляется на русском языке
и может содержать:
- наименование и местонахождение
контролируемого лица;
- информацию об объекте
самообследования;
- дату проведения самообследования;
- способ проведения самообследования (в
случае выбора способа проведения
самообследования с участием
общественного объединения потребителей
указывается его наименование);
- заявление контролируемого лица о
соблюдении им обязательных требований;
- заявление контролируемого лица о
применении лучших практик;
- срок действия декларации о соблюдении
обязательных требований;
- информацию о размещении декларации о
соблюдении обязательных требований в
сети "Интернет";
- иные сведения, имеющие существенное
значение и относящиеся к предмету
декларации.
Рекомендуемое количество символов
(знаков) в декларации о соблюдении
обязательных требований не более 5000,
включая пробелы.
Примечание.
В случае изменения сведений,
содержащихся в декларации соблюдения
обязательных требований, уточненная
декларация представляется
контролируемым лицом в контрольный
(надзорный) орган в течение одного месяца
со дня изменения содержащихся в ней
сведений.
Уточненная декларация о соблюдении
обязательных требований подлежит
регистрации контрольным (надзорным)
органом в порядке, установленном главой 1
настоящих Методических рекомендаций.
Глава 4. ПОРЯДОК АННУЛИРОВАНИЯ
ДЕКЛАРАЦИИ О СОБЛЮДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ
Декларация соблюдения обязательных
требований аннулируется в случае, если
при проведении внепланового
контрольного (надзорного) мероприятия
выявлены:
- нарушения обязательных требований;
- факты представления контролируемым
лицом недостоверных сведений при
самообследовании (например, в отчете по
результатам самообследования).
О выявлении вышеуказанных фактов
должностное лицо, уполномоченное в
соответствии с пунктом 5 Положения на
осуществление федерального
государственного контроля (надзора),
направляет в течение суток с момента
окончания внепланового контрольного
(надзорного) мероприятия контрольный
(надзорный) орган мотивированное
представление должностному лицу,
уполномоченному в соответствии с
пунктом 6 Положения на принятие решений о
проведении контрольных (надзорных)
мероприятий.
Должностное лицо, уполномоченное в
соответствии с пунктом 6 Положения на
принятие решений о проведении
контрольных (надзорных) мероприятий, в
течение трех дней с момента получения
мотивированного представления
единолично принимает решение об
аннулировании декларации о соблюдении
обязательных требований.
Решение об аннулировании декларации о
соблюдении обязательных требований
должно содержать:
- наименование и местонахождение
контролируемого лица;
- вид и дату контрольного (надзорного)
мероприятия, проводимого в отношении
контролируемого лица;
- дату проведения самообследования;
- дату, номер регистрации и срок действия
декларации о соблюдении обязательных
требований;
- выявленные нарушения обязательных
требований, факты предоставления
контролируемым лицом недостоверных
сведений при самообследовании;
- резолютивную часть решения.
Решение об аннулировании декларации о
соблюдении обязательных требований
направляется контролируемому лицу в
течение трех рабочих дней с момента
принятия такого решения способами,
позволяющими установить факт
надлежащего его получения
контролируемым лицом.
Решение об аннулировании декларации о
соблюдении обязательных требований
может быть обжаловано контролируемым
лицом в соответствии с положениями
Закона N 248-ФЗ.
Резолютивная часть решения об
аннулировании декларации о соблюдении
обязательных требований подлежит
опубликованию на официальном сайте в
сети "Интернет" контрольного
(надзорного) органа, принявшего такое
решение, в течение десяти рабочих дней с
момента его принятия.
Принятие новой декларации по
результатам самообследования возможно в
порядке, установленном главой 1
настоящих Методических рекомендаций, и
не ранее чем через три месяца после
исполнения контролируемым лицом
решений, принятых по результатам
контрольных (надзорных) мероприятий.
Примечание.
Сведения об аннулированных декларациях
о соблюдении обязательных требований
вносятся в Единый реестр деклараций о
соблюдении обязательных требований,
открытый для всеобщего ознакомления.
Глава 5. ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ БЕЗ ПРИНЯТИЯ
ДЕКЛАРАЦИИ О СОБЛЮДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ
ТРЕБОВАНИЙ
Контролируемое лицо вправе пройти
самообследование без принятия
декларации о соблюдении обязательных
требований.
Самообследование проводится в форме
тестирования на официальном сайте в сети
"Интернет" контрольного
(надзорного) органа.
В случае принятия контрольным
(надзорным) органом решения об
объявлении контролируемому лицу
предостережения о недопустимости
нарушения обязательных требований
одновременно с указанным
предостережением контролируемому лицу в
целях проведения им самообследования
соблюдения обязательных требований
направляется адрес сайта в сети
"Интернет", позволяющий пройти
самообследование соблюдения
обязательных требований. Контролируемое
лицо в указанном случае вправе пройти
самообследование без принятия
декларации о соблюдении обязательных
требований.
По результатам самообследования
подготавливается отчет о результатах
самообследования в соответствии с
разделом 2 настоящих Методических
рекомендаций, который направляется в
контрольный (надзорный) орган в течение
десяти рабочих дней с момента его
подготовки.
Глава 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОМ ПРОХОЖДЕНИИ
САМООБСЛЕДОВАНИЯ
В случае неудовлетворительного
прохождения контролируемым лицом
процедуры самообследования
рекомендуется в целях выявления в
деятельности контролируемого лица
соответствующих проблем обобщить
полученные результаты
самообследования.
На основе обобщенных итогов
самообследования рекомендуется
составить план по приведению
деятельности в соответствие с
обязательными требованиями с указанием
сроков достижения планируемого
результата.
Ссылается на
- О защите прав потребителей (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 года N 2-ФЗ) (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 19 августа 2024 года)
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (с изменениями на 23 ноября 2024 года)
- О техническом регулировании (с изменениями на 21 ноября 2022 года)
- О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе (с изменениями на 8 сентября 2020 года)