ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2022 года N 1178-р
О проекте изменений Бюджетного прогноза
Удмуртской Республики на долгосрочный
период
Одобрить прилагаемые изменения
Бюджетного прогноза Удмуртской
Республики на долгосрочный период,
утвержденного распоряжением
Правительства Удмуртской Республики от
20 февраля 2017 года N 159-р, и представить его
в Государственный Совет Удмуртской
Республики одновременно с проектом
закона Удмуртской Республики "О
бюджете Удмуртской Республики на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов".
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ
Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 28 октября 2022 г. N 1178-р
ИЗМЕНЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОГНОЗА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ
ПЕРИОД
1. Введение
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики
на долгосрочный период до 2028 года (далее -
Бюджетный прогноз) разработан в
соответствии с требованиями статьи 170.1
Бюджетного кодекса Российской
Федерации, на основании постановления
Правительства Удмуртской Республики от
29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении
Порядка разработки и утверждения
Бюджетного прогноза Удмуртской
Республики на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (с
2017 по 2028 год) с учетом стратегических
целей, сформулированных в посланиях
Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию Российской
Федерации, положений Указа Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (с изменениями, внесенными
Указом Президента Российской Федерации
от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных
целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года") (далее - Указ
Президента Российской Федерации N 204),
Стратегии социально-экономического
развития Удмуртской Республики до 2025
года, утвержденной Законом Удмуртской
Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ,
Указа Главы Удмуртской Республики от 3
октября 2022 года N 232 "Об основных
направлениях бюджетной и налоговой
политики Удмуртской Республики на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов",
положений государственных программ
Удмуртской Республики, на основе
Прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2036 года и Прогноза
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на долгосрочный
период до 2035 года.
В условиях сложной геополитической
ситуации и продолжающейся санкционной
политики западных стран по отношению к
России, складывающейся конъюнктуры цен
на сырьевых и валютных рынках
актуальность долгосрочных ориентиров
бюджетной политики приобретает особое
значение, позволяя путем выработки и
реализации соответствующих решений в
сфере налоговой, бюджетной и долговой
политики обеспечить сбалансированность
бюджета и достижение стратегических
целей социально-экономического развития
Удмуртской Республики.
Основной целью Бюджетного прогноза
является определение финансовых
возможностей консолидированного
бюджета Удмуртской Республики для
исполнения принятых и принимаемых
расходных обязательств, тенденций
изменения доходной и расходной частей
бюджета, условий привлечения и
обслуживания заимствований. Повышение
степени предсказуемости реализуемой
бюджетной политики способствует росту
привлекательности экономики региона для
потенциальных инвесторов и повышению
эффективности действий органов
управления в целом.
2. Основные итоги реализации бюджетной
политики, условия формирования
Бюджетного прогноза в текущем периоде
Подходы к формированию Бюджетного
прогноза во многом обусловлены итогами
реализации бюджетной политики за
предыдущие годы.
Анализ показателей исполнения
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики за 2017 - 2019 годы отражает:
1) обеспечение сбалансированности
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики;
2) положительную динамику налоговых и
неналоговых доходов консолидированного
бюджета Удмуртской Республики;
3) увеличение объема безвозмездных
поступлений в консолидированный бюджет
Удмуртской Республики за счет
увеличения объема поступлений дотаций
из федерального бюджета и целевых
межбюджетных трансфертов;
4) социально ориентированный подход в
бюджетной политике Удмуртской
Республики. Доля средств
консолидированного бюджета, ежегодно
направляемых на социальную сферу,
составляет более 70 процентов от общего
объема расходов бюджета;
5) сдержанную политику в области
бюджетных расходов, базирующуюся на
оптимизации расходных обязательств, их
приоритизации на значимых направлениях
социально-экономического развития
региона;
6) достижение и сохранение достигнутого
соотношения между уровнем оплаты труда
отдельных категорий работников
бюджетной сферы и уровнем средней
заработной платы в регионе;
7) обеспечение реализации региональной
составляющей федеральных проектов,
ориентированных на достижение целей,
задач и целевых показателей,
установленных Указом Президента
Российской Федерации N 204;
8) снижение объема государственного
долга Удмуртской Республики и долга
муниципальных образований, входящих в ее
состав, долговой нагрузки и процентных
расходов консолидированного бюджета
Удмуртской Республики.
Достижению положительных результатов
способствовали как рост налоговой базы,
реализация системных мер по наращиванию
доходного потенциала, корректировка
системы планирования, расходования и
контроля за использованием бюджетных
средств, так и реализуемая политика
бюджетной консолидации, направленная на
оздоровление государственных финансов,
повышение эффективности и
результативности бюджетных расходов.
В целях увеличения имущественных
налогов актуализирована кадастровая
стоимость помещений и объектов
незавершенного строительства, в том
числе помещений в крупных торговых
центрах. Внесены изменения в Закон
Удмуртской Республики от 27 ноября 2003
года N 55-РЗ "О налоге на имущество
организаций в Удмуртской Республике"
в части отмены неэффективных налоговых
льгот и расширения перечня объектов,
облагаемых исходя из кадастровой
стоимости. С 1 января 2019 года налоговая
база по налогу на имущество организаций
расширена за счет отмены ограничений
общей площади (свыше 1000 кв. м)
административно-деловых и торговых
центров, облагаемых по кадастровой
стоимости, а также включения товарных
квартир и нежилых помещений в перечень
объектов налогообложения от кадастровой
стоимости. Пересмотрены ставки по
транспортному налогу, реализованы
мероприятия по приватизации
государственного имущества, а также по
легализации теневой занятости.
В рамках финансового оздоровления
региональных финансов проведены
оптимизационные мероприятия,
направленные на укрупнение сети
учреждений, сокращение
административно-управленческого
персонала, повышение эффективности
функционирования государственных
учреждений.
С 2017 года с 36 до 32 единиц сокращено
количество органов государственной
власти Удмуртской Республики. При этом
численность работников государственных
органов Удмуртской Республики по
состоянию на 1 октября 2022 года снизилась
на 457 штатных единиц или на 9%.
По данным аппарата полномочного
представителя Президента Российской
Федерации в Приволжском федеральном
округе, за 2021 год - первое полугодие 2022
года численность работников
государственных органов Удмуртской
Республики сократилась на 256 штатных
единиц и по состоянию на 30 июня 2022 года
составила 2655 штатных единиц. По
показателю "Численность работников
государственных органов субъекта
Российской Федерации в расчете на 10 тыс.
населения" за 2021 год в Удмуртской
Республике зафиксирована положительная
динамика - с 2 на 3 место. По итогам первого
полугодия 2022 года республика по данному
показателю остается на 3 месте.
Ежегодная экономия от централизации
информационных систем и функций по их
обслуживанию составляет 46,9 млн. рублей.
В 2019 году начата работа по консолидации
информационных систем и переводу
бюджетных организаций, находящихся в
ведении органов исполнительной власти
Удмуртской Республики и муниципальных
образований, на единую централизованную
бухгалтерию. В 2019 - 2022 годах
централизован бухгалтерский (бюджетный)
учет 17 исполнительных органов
государственной власти Удмуртской
Республики и 234 учреждений,
подведомственных государственным
органам Удмуртской Республики (охват
централизованным учетом составил 75
процентов, до начала проекта - 6
процентов). В рамках реализации проекта
сокращено 246,2 штатные единицы
бухгалтерских служб (годовой эффект 113,5
млн. рублей). В резерв Министерства
финансов Удмуртской Республики за счет
сокращения ставок направлено 26,2 млн.
рублей, средства использованы на
покрытие дефицита бюджета. В
муниципальных образованиях в Удмуртской
Республике количество централизованных
бухгалтерий уменьшилось на 32 учреждения
(составило 36), при централизации учета
сокращено 196 штатных единицы (годовой
эффект 62,1 млн. рублей).
Утверждены и реализуются планы
мероприятий ("дорожные карты") по
совершенствованию управлением
расходами 21 органа государственной
власти Удмуртской Республики. За период
с 2017 года по 1 октября 2022 года количество
государственных и муниципальных
учреждений сокращено на 342 единицы.
Общий бюджетный эффект от реализации
мероприятий Программы оздоровления
государственных финансов Удмуртской
Республики по итогам 2017 года составил 3,03
млрд. рублей, по итогам 2018 года - 3,09 млрд.
рублей, 2019 года - 1,96 млрд. рублей, 2020 года -
2,21 млрд. рублей, 2021 года - 3,28 млрд. рублей.
В 2019 году в Удмуртской Республике
завершены мероприятия по централизации
закупок регионального и муниципального
уровней в государственном казенном
учреждении Удмуртской Республики
"Региональный центр закупок
Удмуртской Республики". Создана
эффективно функционирующая Единая
система закупок Удмуртской Республики,
которая позволяет управлять расходами и
осуществлять предупреждающий контроль.
Общая экономия по результатам
централизации закупок за 2018 год
составила 1,18 млрд. рублей, 2019 год - 3,1 млрд.
рублей, 2020 год - 3,8 млрд. рублей, 2021 год - 3,3
млрд. рублей, за 8 месяцев 2022 года - 2,4 млрд.
рублей.
По результатам рейтинга эффективности и
прозрачности закупочных систем регионов
Российской Федерации, проводимого
Общероссийской общественной
организацией "Гильдия отечественных
закупщиков и специалистов по закупкам и
продажам" (далее - Гильдия), Удмуртская
Республика пять лет подряд признается
лидером рейтинга.
По итогам 2021 года из шестнадцати
номинаций республика сохранила
лидерство в четырех номинациях,
показатели деятельности в сфере
государственных и муниципальных закупок
получили высокую оценку еще в
одиннадцати номинациях.
В сентябре 2021 года решением Экспертного
совета регионов по развитию контрактной
системы Гильдии практика Удмуртской
Республики "Централизация закупок на
региональном уровне по принципу
"одного окна" включена в Реестр
передовых практик реализации норм
законодательства в сфере осуществления
закупок.
В 2018 - 2021 годах в Удмуртской Республике
реализован проект "Эффективный
Муниципалитет". Штатная численность
администраций муниципальных
образований за 4 года реализации проекта
сократилась на 2552 штатные единицы или на
40,8 процента и по состоянию на 31 декабря
2021 года составила 3697 штатных единиц.
В 2021 году в рамках проекта проведена
работа по изменению территориального
устройства местного самоуправления
Удмуртской Республики посредством
укрупнения (объединения) сельских
поселений и создания муниципальных
округов в Удмуртской Республике. Процесс
объединения поселений позволил
обеспечить повышение финансовой и
экономической самодостаточности
поселений за счет мультипликативного
эффекта путем сложения ресурсных
потенциалов территорий.
Общий бюджетный эффект от реализации
проекта "Эффективный
Муниципалитет" за 4 года, по оценке
муниципальных образований в Удмуртской
Республике, составил 484,0 млн. рублей.
По данным аппарата полномочного
представителя Президента Российской
Федерации в Приволжском федеральном
округе, по показателю "Численность
работников органов местного
самоуправления в расчете на 10 тыс.
населения" за 2021 год в Удмуртской
Республике зафиксирована значительная
положительная динамика - с 8 на 13 место. По
итогам первого полугодия 2022 года
республика по данному показателю
остается на 13 месте.
В 2018 году Удмуртская Республика стала
участником федерального проекта
"Развитие инициативного
бюджетирования в субъектах Российской
Федерации в 2018 - 2020 годах". Являясь
одним из инструментов повышения
эффективности расходования бюджетных
средств, проект инициативного
бюджетирования "Наша инициатива"
позволяет вовлечь граждан в процессы
решения вопросов и проблем местного
значения, повысить финансовую
грамотность граждан и обеспечить
высокий уровень общественного контроля
за расходованием бюджетных средств.
В целом реализованные за 2017 - 2019 годы меры
по обеспечению сбалансированности
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики, а также по ограничению
уровня долговой нагрузки принесли
положительные результаты.
В 2020 году бюджет исполнялся в условиях
экономического кризиса, связанного с
распространением новой коронавирусной
инфекции. Объем поступивших в 2020 году
налоговых и неналоговых поступлений в
консолидированный бюджет Удмуртской
Республики составил 61,9 млрд. рублей, что
на 9,2 млрд. рублей ниже уровня
"докризисного" 2019 года.
На фоне снижения доходных источников
произошел объективный рост расходов
бюджета, связанный с выполнением целевых
показателей "дорожных карт" по
повышению фонда оплаты "указных"
категорий работников, индексацией
заработной платы прочих категорий
работников бюджетной сферы, повышением
МРОТ, с устранением последствий, а также
с профилактикой и лечением новой
коронавирусной инфекции, увеличением
мер социальной поддержки населения.
В сложившихся условиях Удмуртской
Республике была оказана финансовая
поддержка из федерального бюджета,
которая частично позволила обеспечить
исполнение первоочередных расходов. В
результате для выполнения социальных
обязательств перед жителями республики
в полном объеме были привлечены
кредитные заимствования,
государственный долг Удмуртии за 2020 год
увеличился на 18,2 млрд. рублей и составил
на 1 января 2021 года 64,2 млрд. рублей, в том
числе задолженность по кредитам
кредитных организаций и государственным
ценным бумагам составила 39,9 млрд. рублей.
Увеличение объема коммерческих кредитов
привело к существенной нагрузке на
бюджет республики в части роста расходов
на выплату процентов.
По итогам инвентаризации расходных
полномочий органов государственной
власти субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления,
проводимой Министерством финансов
Российской Федерации, за 2017 - 2020 годы
фактические расходы консолидированного
бюджета Удмуртской Республики не
превышают расчетный объем расходных
обязательств субъекта Российской
Федерации и муниципальных образований
("модельный бюджет").
2021 год являлся годом адаптации бюджетной
системы к преодолению последствий,
связанных с распространением новой
коронавирусной инфекции.
За 2021 год поступление доходов в
консолидированный бюджет Удмуртской
Республики составило 117721,3 млн. рублей с
ростом на 20,6% к уровню 2020 года. Налоговые
и неналоговые доходы поступили в
консолидированный бюджет республики в
сумме 80909,0 млн. рублей, темп роста к 2020
году - 130,7%.
Расходы консолидированного бюджета
республики исполнены в сумме 121804,3 млн.
рублей, темп роста к 2020 году - 107,8%.
В июне 2021 года была проведена
реструктуризация бюджетного кредита,
полученного в декабре 2020 года, в размере
4,8 млрд. рублей. Срок погашения кредита
перенесен с 1 июля 2021 года на 30 ноября 2029
года. Экономия бюджетных средств в 2021
году составит 156 млн. рублей.
В августе 2021 года Удмуртская Республика
получила из федерального бюджета кредит
на замещение коммерческих кредитов в
размере 30,9 млрд. рублей по ставке 0,1% со
сроком погашения в 2025 - 2029 годах. Экономия
средств бюджета по выплате процентов
составила в 2021 году 754,2 млн. рублей, в 2022
году составит 1,4 млрд. рублей.
В результате принимаемых Правительством
Удмуртской Республики мер объем
государственного долга за 2021 год
сократился на 1,2 млрд. рублей и составил
на 1 января 2022 года 63,05 млрд. рублей.
Изменилась структура государственного
долга республики. По состоянию на 1
января 2021 года в структуре госдолга
кредиты из федерального бюджета
составляют 84,2%, рыночные заимствования -
15,8%.
В июне 2021 года рейтинговое агентство
"Эксперт РА" подтвердило рейтинг
кредитоспособности Удмуртской
Республики на уровне "BBB-". Прогноз
по рейтингу изменен с негативного на
стабильный.
В сентябре 2021 года внесены изменения в
распоряжение Главы Удмуртской
Республики от 11 декабря 2019 года N 314-РГ
"Об утверждении Программы
оздоровления государственных финансов
Удмуртской Республики на период до 2024
года". Проведена актуализация
комплекса мер, направленных на создание
условий для оздоровления
государственных финансов Удмуртской
Республики, обеспечения
сбалансированности бюджета и повышения
эффективности использования бюджетных
средств до 2024 года с учетом результатов
анализа финансового состояния бюджета
Удмуртской Республики.
В 2021 году наблюдалась положительная
динамика по поступлению доходов в
консолидированный бюджет республики в
сравнении с "кризисным" 2020 годом.
Вместе с тем проблема
сбалансированности бюджета сохраняется,
так как требуется дополнительное
финансирование на выполнение
установленных федеральным
законодательством требований к объему и
качеству предоставляемых
государственных услуг в сфере
образования, здравоохранения, культуры,
физкультуры и спорта, мер социальной
поддержки.
Текущее состояние бюджетной системы
характеризуется проведением
ответственной бюджетной политики,
направленной на обеспечение
сбалансированности в условиях сложной
геополитической и экономической
ситуации, беспрецедентного давления на
Россию со стороны западных стран и США,
нестабильной ситуации на мировом
нефтяном рынке, что может оказать
длительное негативное воздействие на
экономическую активность. В 2022 году
объем доходных источников остается на
уровне 2021 года. Сохраняется проблема
сбалансированности бюджета. По-прежнему
наибольший удельный вес в структуре
расходов бюджета республики составляют
расходы на социальную сферу.
В сложившейся геополитической и
экономической ситуации, в условиях
продолжающейся сложной
эпидемиологической обстановки прогноз
основных характеристик
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики и бюджета Удмуртской
Республики на 2023 год рассчитан с учетом
Прогноза социально-экономического
развития Удмуртской Республики на
долгосрочный период до 2035 года, Прогноза
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2023 - 2025 годы и
объемов межбюджетных трансфертов,
предоставляемых из федерального
бюджета.
3. Основные подходы к формированию
бюджетной, налоговой и долговой политики
на долгосрочный период
Бюджетная политика, реализуемая
Правительством Удмуртской Республики,
сохраняет преемственность бюджетной
политики предыдущих лет и ориентирована
в первую очередь на реализацию основных
задач, определяемых Президентом
Российской Федерации и Правительством
Российской Федерации, а также Стратегией
социально-экономического развития
Удмуртской Республики до 2025 года.
Основные направления бюджетной политики
Удмуртской Республики на долгосрочный
период:
обеспечение сбалансированности и
повышение устойчивости бюджета
Удмуртской Республики, в том числе за
счет мер бюджетной консолидации, в
условиях восстановления экономической
активности после преодоления негативных
последствий для экономики,
обусловленных распространением
коронавирусной инфекции;
стратегическая приоритизация расходов,
гарантированное исполнение социальных
обязательств бюджета Удмуртской
Республики;
обеспечение достижения целей и
показателей региональных проектов,
разработанных в рамках реализации Указа
Президента Российской Федерации от 7 мая
2018 года N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года", а также Указа Президента
Российской Федерации от 21 июля 2020 года N
474 "О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030
года";
недопущение необоснованного роста
государственного долга и неисполнения
долговых обязательств;
привлечение объема государственных
заимствований, способных обеспечить
решение социально-экономических задач
по развитию республики;
проведение мероприятий, направленных на
снижение расходов по обслуживанию
государственного долга Удмуртской
Республики;
соблюдение ограничений, установленных
бюджетным законодательством в отношении
объемов государственного долга и
расходов на его обслуживание;
формирование основных характеристик
бюджета Удмуртской Республики с учетом:
приоритетов, направлений и механизмов
развития экономики и социальной сферы,
определенных Стратегией
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на период до 2025
года;
ожидаемого исполнения бюджета за 2022 год
и прогноза показателей
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов;
сохранения достигнутого соотношения
средней заработной платы отдельных
категорий работников бюджетной сферы к
среднемесячному доходу от трудовой
деятельности;
ежегодной индексации фондов оплаты
труда категорий работников бюджетной
сферы, которые не подпадают под действие
региональных "дорожных карт" по
заработной плате работников бюджетной
сферы в отраслях образования,
здравоохранения, культуры, социального
обслуживания, утвержденных
Правительством Удмуртской Республики;
повышения с 1 января очередного
финансового года минимального размера
оплаты труда, устанавливаемого
федеральным законом в текущем году и
исчисляемого исходя из величины
медианной заработной платы,
рассчитанной Федеральной службой
государственной статистики за
предыдущий год;
предоставления социальных выплат и
льгот отдельным категориям граждан,
установленным нормативными правовыми
актами Удмуртской Республики, с учетом
адресности, критериев нуждаемости и
имущественной обеспеченности;
обеспечения требуемого уровня
софинансирования мероприятий,
реализуемых в рамках национальных
проектов;
объема целевых межбюджетных
трансфертов, предоставляемых из
федерального бюджета;
повышение эффективности управления
бюджетными ресурсами, в том числе за
счет:
расширения применения проектных
принципов управления;
оптимизации деятельности органов
государственной власти Удмуртской
Республики за счет системного
применения ценностей, принципов и
инструментов бережливого управления
(проект "Бережливая республика");
цифровой трансформации ключевых
отраслей экономики, социальной сферы и
государственного управления;
реализации планов мероприятий
("дорожных карт") по
совершенствованию управления расходами
исполнительных органов государственной
власти Удмуртской Республики;
совершенствования системы формирования
и финансового обеспечения выполнения
государственных заданий на оказание
государственных услуг (работ)
государственными учреждениями
Удмуртской Республики;
оперативного освоения средств
федерального бюджета, в том числе
поступивших в рамках реализации
национальных проектов;
недопущения принятия новых расходных
обязательств;
дальнейшего развития контрактной
системы в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд Удмуртской
Республики посредством:
использования заказчиками
регионального каталога товаров, работ,
услуг Удмуртской Республики;
автоматизации процесса осуществления
закупок у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя) на основании
пунктов 4, 5 части 1 Федерального закона от
5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд" (далее -
Федеральный закон N 44-ФЗ) с
использованием функционала подсистемы
"Управление в сфере закупок товаров,
работ, услуг для государственных нужд
Удмуртской Республики"
государственной информационной системы
"Автоматизированная информационная
система управления бюджетным процессом
Удмуртской Республики" (далее -
Региональная информационная система);
централизации закупок муниципальных
образований в Удмуртской Республике в
порядке, предусмотренном частью 4 статьи
26 Федерального закона N 44-ФЗ;
увеличения доли конкурентных процедур в
общем объеме проводимых автономными и
бюджетными учреждениями, унитарными
предприятиями закупок за счет
применения типового положения о закупке,
принятого в порядке, предусмотренном
частью 2.1 статьи 2 Федерального закона от
18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц";
использования при осуществлении закупок
в соответствии с Федеральным законом N
44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011
года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических
лиц" функционала Региональной
информационной системы;
снижение рисков возникновения
просроченной кредиторской
задолженности;
реализация мероприятий Программы
оздоровления государственных финансов
Удмуртской Республики;
обеспечение открытости бюджетного
процесса в Удмуртской Республике и
вовлечение в него граждан;
формирование и продвижение
положительного инвестиционного имиджа
Удмуртской Республики, работа с
инвесторами, содействие в организации
финансирования инвестиционных и
инфраструктурных проектов, повышение их
социальной и бюджетной эффективности;
укрепление конкурентоспособности
Удмуртской Республики, вовлечение в
глобальную торговлю;
ориентация бюджетной политики в сфере
межбюджетных отношений на решение
следующих задач:
повышение качества формирования и
обоснованность прогноза доходов и
расходов местных бюджетов;
контроль за эффективностью выполнения
утвержденных органами местного
самоуправления в Удмуртской Республике
планов мероприятий по росту доходов
местных бюджетов, оптимизации расходов
местных бюджетов и сокращению
муниципального долга в целях
оздоровления муниципальных финансов
(программ оздоровления финансов
муниципальных образований);
соблюдение муниципальными
образованиями в Удмуртской Республике
требований бюджетного законодательства
и повышение качества управления
бюджетным процессом в муниципальных
образованиях в Удмуртской Республике;
повышение предсказуемости
предоставления субсидий бюджетам
муниципальных образований в Удмуртской
Республике за счет максимального
распределения субсидий между
муниципальными образованиями в
Удмуртской Республике законом о бюджете
на соответствующий финансовый год и на
плановый период;
расширение практики общественного
участия в управлении муниципальными
финансами посредством развития
механизмов инициативного
бюджетирования и самообложения граждан;
реализация проактивного подхода по
выявлению и минимизации рисков
финансовых нарушений. Мониторинг
состояния процессов без фактического
выхода на объект контроля;
создание вертикально интегрированной
системы бухгалтерского и кадрового
учета;
автоматизация бюджетного процесса на
основе развития Региональной
информационной системы.
Основные направления налоговой политики
Удмуртской Республики на долгосрочный
период:
обеспечение устойчивого развития
экономики и социальной стабильности в
Удмуртской Республике;
укрепление доходной базы
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики;
повышение качества администрирования
доходов консолидированного бюджета
Удмуртской Республики на основе
межведомственного взаимодействия
исполнительных органов государственной
власти Удмуртской Республики, органов
местного самоуправления в Удмуртской
Республике, Управления Федеральной
налоговой службы по Удмуртской
Республике;
расширение налоговой базы на основе
повышения инвестиционной
привлекательности Удмуртской
Республики, обеспечение роста объемов
налоговых доходов консолидированного
бюджета Удмуртской Республики;
повышение уровня собираемости налогов,
снижение доли теневого сектора
экономики;
регламентация процедур контроля, учета и
оценки эффективности налоговых льгот на
основе концепции "налоговых
расходов", развития механизма и
методики оценки их эффективности;
эффективное использование и управление
имущественными и земельными ресурсами;
содействие вовлечению граждан в
предпринимательскую деятельность и
сокращение неформальной занятости, в том
числе путем перехода граждан на
применение налога на профессиональный
доход.
Основные направления долговой политики
Удмуртской Республики на долгосрочный
период:
повышение эффективности
государственных заимствований
Удмуртской Республики и муниципальных
заимствований;
сокращение рисков, связанных с
осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия
решения о заимствованиях с реальными
потребностями бюджета Удмуртской
Республики и бюджетов муниципальных
образований в Удмуртской Республике в
привлечении заемных средств;
оптимизация структуры государственного
долга Удмуртской Республики и
муниципального долга;
поддержание достигнутого уровня
кредитного рейтинга Удмуртской
Республики;
обеспечение своевременного и полного
исполнения долговых обязательств
Удмуртской Республики и обязательств
муниципальных образований;
минимизация расходов на обслуживание
государственного долга Удмуртской
Республики и муниципального долга.
4. Прогноз основных характеристик
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики и бюджета Удмуртской
Республики, показатели финансового
обеспечения государственных программ
Удмуртской Республики на долгосрочный
период
В процессе разработки Бюджетного
прогноза использованы основные
показатели Прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на период до 2036
года и Прогноза
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на долгосрочный
период до 2035 года.
Прогноз поступлений по налоговым и
неналоговым доходам на долгосрочный
период до 2028 года основывается на данных
о базе налогообложения по отдельным
источникам доходов, оценки поступлений
доходов в текущем году с учетом основных
показателей Прогноза
социально-экономического развития
Удмуртской Республики на среднесрочную
перспективу.
В прогнозируемом периоде ожидается
поступательный рост налоговых и
неналоговых доходов. В целом структура
налоговых и неналоговых доходов
сохраняется.
Прогнозирование безвозмездных
поступлений из федерального бюджета
осуществляется с учетом проводимой на
федеральном уровне политики поэтапного
снижения зависимости бюджетов субъектов
Российской Федерации от финансовой
помощи из федерального бюджета и
определения ее объемов в зависимости от
расчетного размера расходных
обязательств субъектов Российской
Федерации по итогам инвентаризации
расходных полномочий, проводимой
ежегодно Министерством финансов
Российской Федерации ("модельного
бюджета").
В целях обеспечения сбалансированности
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики в долгосрочной перспективе
размер финансовой помощи из
федерального бюджета с 2026 до 2028 год
сохранен на уровне объема 2025 года с
учетом объемов, предусматриваемых в
федеральных программах, соглашениях,
договорах, паспортах региональных
проектов либо других документах.
Расходная часть Бюджетного прогноза
сформирована исходя из планируемого
объема поступлений доходов, соблюдения
установленных Бюджетным кодексом
Российской Федерации ограничений и
условий реструктуризации бюджетных
кредитов на период до 2029 года.
Прогнозирование расходов на период до 2028
года осуществлено в соответствии с
расходными обязательствами, отнесенными
Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами к полномочиям
субъектов Российской Федерации и
органов местного самоуправления, и
предполагает сдержанный сценарий
развития расходов в долгосрочной
перспективе.
Приоритетные задачи бюджета планируется
сосредоточить на следующих
первоочередных социально значимых
направлениях: выплаты заработной платы,
обеспечение отрасли здравоохранения
медикаментами, обеспечение социальной
поддержки населения. Будут сохранены
расходы на развитие производственной
инфраструктуры, в том числе сельского
хозяйства, жилищно-коммунального
хозяйства, дорожного хозяйства.
Для достижения целей и целевых
показателей, определенных в Указе
Президента Российской Федерации N 204, при
формировании бюджета в приоритетном
порядке будут предусматриваться
бюджетные ассигнования на реализацию
региональных проектов, направленных на
реализацию национальных проектов
(программ) и федеральных проектов,
входящих в состав национальных проектов
(программ).
Исполнение публичных нормативных
обязательств будет обеспечиваться в
полном объеме. При этом в целях
формирования эффективной системы
социальной защиты граждан будет
продолжено применение принципа
нуждаемости и адресности.
Система межбюджетного регулирования в
Удмуртской Республике будет строиться с
учетом оптимального баланса бюджетной
обеспеченности полномочий
регионального и муниципального уровней.
Сохранится предоставление бюджетам
муниципальных образований дотаций на
выравнивание бюджетной обеспеченности,
дотаций на поддержку мер по обеспечению
сбалансированности местных бюджетов,
дотаций для стимулирования развития
муниципальных образований, субсидий в
целях софинансирования расходных
обязательств, возникающих при
выполнении полномочий.
Формирование межбюджетных отношений
будет осуществляться с учетом
необходимости создания условий для
повышения собственной доходной базы
бюджетов муниципальных образований и
повышения эффективности расходов
местных бюджетов. В рамках этой работы
необходимо продолжить реализацию
комплекса мер, направленных на
укрепление финансовой дисциплины
органов местного самоуправления,
соблюдение органами местного
самоуправления требований бюджетного
законодательства, недопущение
образования просроченной кредиторской
задолженности.
С учетом того, что обеспечение расходных
обязательств источниками
финансирования является необходимым
условием реализации государственной
политики, при формировании прогноза
расходов подтвержден безусловный
приоритет исполнения действующих
обязательств. Инициативы и предложения
по принятию новых расходных
обязательств будут ограничиваться (их
рассмотрение будет возможно при наличии
доходных источников, пересмотра
нормативных правовых актов,
устанавливающих действующие расходные
обязательства) и учитываться только при
условии адекватной оптимизации расходов
в заданных бюджетных ограничениях.
Объем государственного долга Удмуртской
Республики и муниципального долга
спрогнозирован методом прямого счета с
учетом сбалансированности
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики и графиков погашения
принятых долговых обязательств.
Прогноз основных характеристик
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики, бюджета Удмуртской
Республики и показатели финансового
обеспечения государственных программ
Удмуртской Республики на долгосрочный
период приведены в приложении к
настоящему Бюджетному прогнозу.
5. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Одной из ключевых задач Бюджетного
прогноза на долгосрочный период
является возможность оценки и создания
условий для минимизации рисков
несбалансированности
консолидированного бюджета Удмуртской
Республики.
Риски реализации Бюджетного прогноза
обусловлены возникновением ряда внешних
и внутренних факторов, влияющих на
развитие бюджетной системы Удмуртской
Республики.
Профилактика бюджетных рисков
обеспечивается заблаговременным
обнаружением и принятием мер по
минимизации негативных последствий
реализации соответствующих рисков.
Основные механизмы профилактики рисков
приведены в следующей таблице.
Основные риски реализации Бюджетного
прогноза и механизмы их профилактики
N п/п |
Описание риска |
Источник риска по отношению к бюджету (внешний/внутренний) |
Негативные последствия воздействия |
Механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза |
1 |
Геополитическая напряженность |
внешний |
ослабление рубля; рост потребительских цен; снижение деловой и потребительской активности; нарушение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
применение консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития при бюджетном планировании; проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
2 |
Невозможность привлечения заемных средств на финансовом рынке |
внешний |
неисполнение принятых расходных обязательств; снижение реальных доходов населения и покупательской способности |
реализация комплекса мер по увеличению доходов бюджета; поддержание достаточного уровня ликвидности на случай негативной ситуации на финансовом рынке; проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
3 |
Превышение прогнозируемого уровня инфляции |
внешний |
повышение цен на товары; снижение реальных доходов населения и покупательской способности; рост социальной напряженности; снижение экономической активности; снижение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
умеренное сдерживание индексации объемов финансового обеспечения расходных обязательств |
4 |
Рост процентных ставок по привлекаемым займам (кредитам) |
внешний |
увеличение расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
снижение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям как фактора, позволяющего минимизировать зависимость от заемных средств; отказ от заимствований в неблагоприятный период за счет сохранения достаточного уровня ликвидности |
5 |
Изменения (принятие) федерального законодательства по налогам и сборам и в части разграничения полномочий между уровнями власти |
внешний |
нарушение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
мониторинг изменений федерального законодательства; оценка последствий влияния изменений законодательства |
6 |
Риск высокой степени неопределенности объемов безвозмездных поступлений |
внешний |
снижение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики; замедление темпов экономического роста |
активизация работы по привлечению федеральных средств; обеспечение максимального участия Удмуртской Республики в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, национальных проектах (программах), федеральных проектах и непрограммных мероприятиях |
7 |
Снижение спроса на товары, работы и услуги основных налогоплательщиков региона |
внутренний |
уменьшение объемов производства; ухудшение качества продукции; снижение производительности труда, отчислений налога на прибыль организаций |
мониторинг поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям; анализ достижения целевых индикаторов по доходам |
8 |
Снижение рентабельности основных видов экономической деятельности, сокращение инвестиций в основной капитал |
внутренний |
снижение финансовых результатов, отчислений налога на прибыль организаций |
увеличение объемов инвестиций в основной капитал; мониторинг поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям; анализ достижения целевых индикаторов по доходам |
9 |
Сокращение численности населения трудоспособного возраста |
внутренний |
сокращение платежей в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и внебюджетные фонды; рост социальной напряженности |
реализация мероприятий в области содействия занятости населения |
10 |
Снижение занятости экономически активного населения |
внутренний |
рост безработицы; сокращение платежей в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и внебюджетные фонды; рост социальной напряженности |
реализация мероприятий в области содействия занятости населения |
11 |
Невыполнение контрагентом (концессионером) своих обязательств в рамках инвестиционного проекта (концессионного соглашения) |
внутренний |
срыв срока ввода объектов и риск неполучения услуг населением |
страхование ответственности концессионера и обеспечение исполнения обязательств концессионера |
12 |
Низкое качество бюджетного планирования главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств, выраженное в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проектов бюджетов |
внутренний |
нарушение порядка и сроков бюджетного процесса |
повышение профессиональной квалификации специалистов; развитие системы автоматизации процесса бюджетного планирования; повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления |
13 |
Риск недостижения основных параметров регионального проекта в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации N 204: целей, целевых и дополнительных показателей, результатов, задач проекта, эффективности использования средств проекта бюджета |
внутренний |
региональный проект не реализован в полном объеме |
повышение профессиональной квалификации специалистов; корректное формирование проекта бюджета; планирование финансового резерва; повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Приложение
к изменениям
Бюджетного прогноза
Удмуртской Республики
на долгосрочный период
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК БЮДЖЕТА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА ДОЛГОСРОЧНЫЙ
ПЕРИОД
Консолидированный бюджет Удмуртской
Республики
тыс. рублей
Наименование характеристики |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Общий объем доходов бюджета |
78505848 |
85440620 |
94416267 |
97609987 |
117721321 |
119227545 |
105463215 |
105907689 |
101275478 |
105063801 |
109003658 |
113101109 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
63123507 |
67136549 |
71138971 |
61910556 |
80909039 |
82954269 |
85917065 |
88009852 |
94708086 |
98496409 |
102436266 |
106533716 |
безвозмездные поступления |
15382341 |
18304071 |
23277296 |
35699430 |
36812282 |
36273276 |
19546149 |
17897838 |
6567392 |
6567392 |
6567392 |
6567392 |
Общий объем расходов бюджета |
78316991 |
83726398 |
96047203 |
112939939 |
121804322 |
121293602 |
106277281 |
105907689 |
101275478 |
101757522 |
108071685 |
113035903 |
Дефицит (профицит) |
188857 |
1714222 |
-1630936 |
-15329952 |
-4083001 |
-2066057 |
-814066 |
0 |
0 |
3306280 |
931973 |
65205 |
Бюджет Удмуртской Республики
тыс. рублей
Наименование характеристики |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Общий объем доходов бюджета |
67688011 |
73196942 |
80650615 |
85262660 |
103338622 |
102598781 |
88792458 |
88570102 |
83244387 |
86311467 |
89501230 |
92818584 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
52097258 |
54874398 |
57430715 |
49404310 |
66567580 |
67206031 |
69246308 |
70672265 |
76676995 |
79744075 |
82933838 |
86251191 |
безвозмездные поступления |
15590753 |
18322544 |
23219901 |
35858350 |
36771042 |
35392750 |
19546149 |
17897838 |
6567392 |
6567392 |
6567392 |
6567392 |
Общий объем расходов бюджета |
67256805 |
71438585 |
82948883 |
100125325 |
107688249 |
102881076 |
89606524 |
88570102 |
83244387 |
83005188 |
88569257 |
92753378 |
Дефицит (профицит) |
431206 |
1758357 |
-2298268 |
-14862665 |
-4349627 |
-282295 |
-814066 |
0 |
0 |
3306280 |
931973 |
65205 |
Ссылается на
- Конституция Российской Федерации (с изменениями на 4 октября 2022 года)
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (с изменениями на 29 октября 2024 года)
- О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 1 октября 2024 года)