ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 октября 2022 года N 779-рП
Об основных направлениях бюджетной и
налоговой политики Пензенской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов
Рассмотрев проект основных направлений
бюджетной и налоговой политики
Пензенской области на 2023 год и на
плановый период 2024 и 2025 годов,
руководствуясь Законом Пензенской
области от 22.12.2005 N 906-ЗПО "О
Правительстве Пензенской области" (с
последующими изменениями) и
постановлением Правительства
Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об
утверждении порядка и сроков
составления проекта бюджета Пензенской
области и проекта бюджета
Территориального фонда обязательного
медицинского страхования Пензенской
области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые Основные
направления бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов.
2. Исполнительным органам Пензенской
области руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов.
3. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных
образований Пензенской области
руководствоваться Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на 2023 год и
на плановый период 2024 и 2025 годов при
формировании проектов бюджетов
муниципальных образований Пензенской
области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в
газете "Пензенские губернские
ведомости" и разместить (опубликовать)
на официальном сайте Правительства
Пензенской области в
информационно-телекоммуникационной
сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на Председателя
Правительства Пензенской области.
Временно исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Пензенской области
О.В.МЕЛЬНИЧЕНКО
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
от 28 октября 2022 г. N 779-рП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2023 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2024 И 2025
ГОДОВ
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и
налоговой политики Пензенской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов (далее - Основные направления)
разработаны в соответствии со статьями
172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской
Федерации, статьями 25, 30, 37 Закона
Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О
бюджетном устройстве и бюджетном
процессе в Пензенской области" (с
последующими изменениями) с учетом
итогов реализации бюджетной и налоговой
политики Пензенской области на период 2022
- 2024 годов.
За базу при подготовке Основных
направлений приняты ключевые ориентиры,
обозначенные Президентом Российской
Федерации в Послании Федеральному
Собранию от 21.04.2021, указах от 07.05.2018 N 204
"О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (с последующими изменениями)
(далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О
национальных целях развития Российской
Федерации на период до 2030 года" (далее -
Указ N 474), "майских" указах 2012 года и
определенные Стратегией
социально-экономического развития
Пензенской области на период до 2035 года,
утвержденной Законом Пензенской области
от 15.05.2019 N 3323-ЗПО (с последующими
изменениями), а также необходимость
выполнения показателей, установленных
Указом Президента Российской Федерации
от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности
деятельности высших должностных лиц
субъектов Российской Федерации и
деятельности исполнительных органов
субъектов Российской Федерации" (с
последующими изменениями). При
подготовке Основных направлений были
учтены положения Комплексного плана по
обеспечению устойчивого развития
экономики Пензенской области на 2022 год в
условиях недружественных действий
иностранных государств.
Целью разработки Основных направлений
является определение приоритетов и
перспектив развития финансовой системы
региона в бюджетном цикле 2023 - 2025 годов
исходя из текущих экономических условий
и необходимости обеспечения
сбалансированности бюджета в
долгосрочной перспективе.
2. Бюджетная политика Пензенской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов
Исполнение бюджета в 2022 году
осуществлялось в принципиально новых
условиях, определенных
макроэкономическими факторами.
Первоначальный консолидированный
бюджет Пензенской области на 2022 год был
сформирован в сумме 54,0 млрд. рублей в
условиях снижения плановых назначений
по налоговым и неналоговым доходам на 3,5%
(1,9 млрд. рублей) к уровню 2021 года. В
результате в бюджет не были включены в
полном объеме первоочередные расходные
обязательства на 3,8 млрд. рублей, которые
поэтапно восстановлены в ходе его
исполнения за счет остатков средств,
сложившихся на 01.01.2022, а также увеличения
плана по собственным доходам в связи со
складывающейся положительной динамикой
их поступления в течение года (план на
01.10.2022 - 58,4 млрд. рублей, что выше 2021 года
на 4,4%).
Изменение в 2022 году геополитической
обстановки привело к возникновению
значительных дополнительных расходов
регионального бюджета и потребовало
существенного пересмотра его расходной
части, включая приоритизацию расходов,
перенос сроков или полный отказ от
проведения отдельных мероприятий.
Потребовалось оперативное изыскание
средств регионального бюджета для
реализации принятых на федеральном
уровне мер поддержки экономики и
населения, включая софинансирование
выплат на детей в возрасте от 8 до 17 лет,
повышение МРОТ с 01.06.2022 с 13890 рублей до 15279
рублей, рост расходов на предоставление
отдельных мер социальной поддержки в
связи с индексацией прожиточного
минимума с 01.06.2022 на 10%, в общем объеме
около 0,6 млрд. рублей.
Удорожание стоимости строительных и
ремонтных работ по начатым или
запланированным на 2022 - 2024 годы объектам
сложилось в интервале от 5% до 80% и
потребовало дополнительного
финансирования в объеме 4,3 млрд. рублей. В
соответствии с распоряжением
Правительства Российской Федерации от
18.02.2022 N 292-р (с последующими изменениями)
на компенсацию указанных затрат по
объектам, софинансируемым из
федерального бюджета, региону
распределены средства на 2022 - 2024 годы в
общей сумме 1,9 млрд. рублей. Из бюджета
области в 2022 году выделены
дополнительные средства в объеме около
0,5 млрд. рублей.
Дополнительные затраты потребовались на
социально-бытовое устройство лиц,
прибывших в Пензенскую область в
экстренном массовом порядке, включая
материальную поддержку
нетрудоспособных лиц, обустройство
пунктов временного размещения,
обеспечение канцелярскими
принадлежностями и рюкзаками детей
школьного возраста, их питание в школах и
оздоровление в летний период,
организацию транспортного обслуживания
и другие расходы. В соответствии с
Правилами, утвержденными постановлением
Правительства Российской Федерации от
05.04.2022 N 591, из федерального бюджета
возмещаются лишь частично расходы на
проживание и питание в пунктах
временного размещения.
Экстренные расходы обусловлены также
необходимостью финансирования
мероприятий по оказанию гуманитарной и
иной помощи территориям, нуждающимся в
обеспечении жизнедеятельности
населения и восстановлении объектов
инфраструктуры, мобилизационной
подготовке и мобилизации.
По условиям реструктуризации бюджетных
кредитов из федерального бюджета
высвободившиеся от погашения
задолженности средства бюджета
Пензенской области в сумме 2,8 млрд.
рублей в 2023 - 2024 годах планируется
направить на реализацию новых
инвестиционных проектов, налоговые и
неналоговые поступления от которых
будут основанием для списания
задолженности области по вышеуказанным
кредитам.
В течение 2022 - 2023 годов в инфраструктуру
автомобильных дорог и транспортную
отрасль будет инвестировано 5,3 млрд.
рублей за счет целевых бюджетных
кредитов из федерального бюджета.
В условиях неопределенности развития
геополитической ситуации и ее влияния на
доходную часть бюджета, а также
вероятности возникновения
незапланированных срочных расходов в
ходе исполнения бюджета Основные
направления бюджетной и налоговой
политики на 2023 - 2025 годы, как и в
предыдущие годы, ориентированы на
обеспечение сбалансированности бюджета
при безусловном выполнении всех базовых
гарантий и обязательств перед
населением. Для этого требуется решение
следующих задач:
1) стратегическая приоритизация расходов
бюджета Пензенской области;
2) повышение операционной эффективности
использования бюджетных средств;
3) повышение качества регулирования
межбюджетных отношений с муниципальными
образованиями;
4) повышение открытости бюджета и
финансовой грамотности населения.
2.1. Стратегическая приоритизация
расходов бюджета Пензенской области
Несмотря на вызовы, обусловленные
последствиями глобальной пандемии и
нестабильной геополитической
обстановкой, ключевой задачей бюджетной
политики продолжает оставаться
достижение целевых ориентиров развития,
определенных на федеральном уровне, а
также региональными документами
стратегического планирования, в том
числе по следующим ключевым
направлениям:
2.1.1. Сохранение населения, здоровья и
благополучия людей - для обеспечения
устойчивого роста численности
населения, увеличения средней
продолжительности жизни, укрепления
социальных гарантий планируется:
1) оказание содействия повышению
рождаемости и защите детства, включая:
- адресную финансовую поддержку семей с
детьми, в том числе предоставление
ежемесячных выплат в связи с рождением
(усыновлением) первого ребенка, на
третьего и последующих детей в возрасте
до 3 лет, на детей в возрасте от 3 до 17 лет,
единовременного пособия при рождении
двоен и троен;
- создание условий для трудовой
деятельности родителей малолетних
детей, включая развитие
профессиональной подготовки и
переподготовки родителей;
- предоставление материальной поддержки
родителям (законным представителям) в
целях воспитания и обучения детей,
посещающих дошкольные образовательные
организации;
- повышение доступности
экстракорпорального оплодотворения
семьям, страдающим бесплодием, за счет
средств базовой программы обязательного
медицинского страхования;
- проведение расширенного неонатального
скрининга новорожденных с целью раннего
выявления врожденных и (или)
наследственных заболеваний;
- повышение доступности жилья для семей с
детьми путем предоставления социальных
выплат на приобретение (строительство)
жилья при рождении первого ребенка;
2) принятие мер по снижению смертности и
повышению качества и доступности
медицинской помощи, среди которых:
- повышение доступности и качества
первичной медико-санитарной помощи, в
том числе профилактика, диагностика и
раннее выявление заболеваний;
- модернизация первичного звена
здравоохранения (включая строительство
(реконструкцию), капитальный ремонт,
оснащение оборудованием и транспортное
обеспечение);
- совершенствование системы оказания
специализированной медицинской помощи
лицам с болезнями системы
кровообращения, злокачественными
новообразованиями, ВИЧ-инфекцией,
паллиативной помощи;
- развитие высокотехнологичной
медицинской помощи;
- повышение доступности и качества
медицинской помощи матерям и детям,
снижение уровня первичной инвалидности
детей, профилактика абортов;
- повышение доступности лекарственного
обеспечения для отдельных категорий
граждан;
- оснащение больниц современным
медицинским оборудованием;
- создание благоприятных условий для
граждан пожилого возраста, в том числе
путем внедрения системы долговременного
ухода, развитие системы предоставления
медицинской помощи и социальных услуг;
- адресная поддержка лиц с ограниченными
возможностями здоровья, включая их
обеспечение техническими средствами
реабилитации, развитие безбарьерной
среды, создание условий для
профессионального развития и повышения
занятости;
- снижение дефицита медицинских кадров в
результате проведения
профориентационной работы для повышения
престижа медицинских профессий, целевой
подготовки с учетом потребности во
врачах и средних медицинских работниках,
повышение эффективности
трудоустройства и закрепления
медицинского персонала;
- цифровизация здравоохранения, включая
широкий доступ населения к данным о
собственном здоровье, развитие
телемедицины;
- развитие устойчивой системы
предупреждения, выявления и
реагирования на угрозы
санитарно-эпидемиологическому
благополучию;
- увеличение продолжительности активной
жизни населения за счет формирования
здорового образа жизни и профилактики
заболеваний;
3) реализация мероприятий, направленных
на снижение уровня бедности и поддержку
доходов населения, в том числе:
- поддержание достигнутых уровней
заработной платы отдельных категорий
работников образования,
здравоохранения, культуры, социальной
защиты населения, а по другим категориям
работников бюджетной сферы - проведение
ежегодной индексации заработной платы и
гарантированный размер оплаты труда на
уровне МРОТ;
- повышение эффективности деятельности
службы занятости населения;
- социальная поддержка безработных
граждан;
- снижение безработицы путем организации
профессионального обучения безработных
граждан, временного трудоустройства,
стажировки выпускников
профессиональных образовательных
организаций, возмещения работодателям
затрат, связанных с трудоустройством
инвалидов, повышение уровня занятости
граждан трудоспособного возраста,
находящихся под риском увольнения, особо
нуждающихся в социальной защите и
испытывающих трудности в поиске работы,
а также развитие и популяризация
индивидуальной трудовой деятельности
(самозанятости);
- поддержка малоимущих граждан путем
активного внедрения практики применения
на территории Пензенской области
оказания государственной социальной
помощи на основании социального
контракта, расширение круга получателей
данной меры социальной поддержки,
создание условий для нуждающихся семей
по выходу из трудной жизненной ситуации.
2.1.2. Расширение возможностей для
самореализации и развития талантов
молодого поколения, повышения качества
общего образования, формирования
эффективной системы выявления,
поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи, которые
планируется обеспечить за счет:
- строительства школ (к 2025 году
планируется строительство 5 школ на 5325
мест);
- обновления материально-технической
базы образовательных организаций, в том
числе для внедрения целевой модели
цифровой образовательной среды;
- предоставления дополнительных выплат
классным руководителям
общеобразовательных организаций и
кураторам учебных групп техникумов,
колледжей;
- обеспечения горячим питанием
обучающихся в начальных классах;
- создания условий для обучения лиц с
ограниченными возможностями, в том числе
обеспечения двухразовым питанием
обучающихся в профессиональных
образовательных организациях;
- развития системы конкурсов,
олимпиадных движений, поддержки
талантливых детей;
- развития системы повышения
квалификации преподавателей в целях
повышения уровня знаний и умений,
позволяющих вести профессиональную
деятельность;
- повышения образовательных результатов
обучающихся, освоения новых компетенций,
развития технической грамотности и
популяризации инженерных профессий;
- обновления материально-технической
базы домов культуры, библиотек, музеев,
театров, детских музыкальных школ и школ
искусств;
- обеспечения возможностей творческого
развития и самореализации и продвижения
талантливой молодежи в сфере искусства;
- оснащения объектов спортивной
инфраструктуры
спортивно-технологическим
оборудованием, в том числе для
приведения организаций спортивной
подготовки в нормативное состояние и
оказания им государственной поддержки.
2.1.3. Создание комфортной и безопасной
среды для жизни, обеспечивающей
улучшение качества городской среды,
экологии, транспортной доступности
населения и жилищных условий граждан,
создание современной инфраструктуры для
жилищного строительства путем
реализации следующих мероприятий:
- сокращения непригодного для проживания
аварийного жилищного фонда;
- поэтапной ликвидации накопившейся на
01.01.2020 очередности по обеспечению жильем
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- реализации проекта по модернизации
транспортной инфраструктуры в
Пензенской городской агломерации, в том
числе за счет средств инфраструктурного
бюджетного кредита из федерального
бюджета;
- перевод части регулярных маршрутов
перевозок на регулируемые тарифы;
- повышения качества дорожной сети,
приведения к концу 2024 года в нормативное
состояние не менее 50% региональных
автомобильных дорог и 85% дорог
Пензенской городской агломерации;
- повышения качества и комфорта дворовых,
общественных территорий населенных
пунктов, городских парков Пензенской
области.
2.1.4. Создание условий для эффективного
труда и успешного предпринимательства
планируется обеспечить за счет:
- равного доступа субъектов МСП к
кредитным и иным финансовым ресурсам;
- сопровождения инвестиционных проектов
на территории области;
- субсидирования расходов предприятий по
приобретению оборудования в целях
модернизации производства;
- содействия объединению регионального
бизнес-сообщества на основе кластерного
подхода;
- предоставление на льготных условиях
помещений и оборудования
бизнес-инкубаторов, технопарков и
индустриальных парков;
- субсидирования
сельхозтоваропроизводителей в отраслях
растениеводства и животноводства,
мероприятий в области мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения,
развития системы поддержки фермеров и
сельской кооперации.
2.1.5. Обеспечение цифровой трансформации
ключевых отраслей экономики и
социальной сферы путем:
- перевода массовых социально значимых
государственных и муниципальных услуг в
электронный вид;
- внедрения цифровых технологий и
платформенных решений в сферах
госуправления и госуслуг;
- обучения государственных
(муниципальных) служащих компетенциям в
сфере цифровой трансформации
государственного и муниципального
управления;
- развития системы межведомственного
электронного взаимодействия и
документооборота;
- автоматизации контрольно-надзорной
деятельности;
- информирования региональных IT-компаний
малого и среднего бизнеса о конкурсных
отборах получателей грантов Российского
фонда развития информационных
технологий (РФРИТ) Фонда содействия
инновациям на реализацию проектов по
разработке отечественного программного
обеспечения.
2.2. Повышение операционной эффективности
использования бюджетных средств
В плановом периоде продолжится
применение существующих инструментов и
механизмов повышения эффективности
бюджетных расходов, устранение
неэффективного и нецелевого
использования бюджетных средств, в том
числе путем совершенствования
казначейской системы исполнения бюджета
и государственного финансового
контроля, а также повышения качества
регулирования межбюджетных отношений с
муниципальными образованиями.
2.2.1. Совершенствование системы
казначейского исполнения регионального
бюджета
При исполнении бюджета в 2022 году наряду с
традиционными подходами, подтвердившими
свою эффективность в условиях
ограниченности ресурсов (контроль
первоочередности и приоритетности
расходов в целях недопущения
задолженности по социально значимым
расходам; перечисление под фактическую
потребность межбюджетных трансфертов
целевого характера местным бюджетам,
субсидий на иные цели и осуществление
капитальных вложений бюджетным и
автономным учреждениям; мониторинг
состояния просроченной кредиторской
задолженности за счет всех источников
финансирования в целях ее сокращения и
недопущения образования, консолидации в
бюджет области экономии, полученной по
результатам конкурсных процедур),
использовались и новые инструменты:
- осуществлен переход к полному
казначейскому обслуживанию в финансовом
органе региона, включая осуществление
функций по учету федеральных целевых
средств;
- проводились операции по управлению
остатками средств на едином счете
регионального бюджета в части
привлечения средств для обеспечения
остатка на нем, в результате чего в
бюджет области поступили дополнительные
средства;
- внедрено казначейское сопровождение
целевых средств областного бюджета,
перечень которых установлен законом о
бюджете, разработана необходимая
нормативная база;
- внедрена в работу процедура постановки
на учет и санкционирование денежных
обязательств на основании электронного
актирования.
В рамках дальнейшего совершенствования
системы казначейского исполнения
регионального бюджета в 2023 году работа
по указанным направлениям будет
продолжена.
Кроме того, учитывая ухудшение
геополитической и экономической
ситуации, связанной с санкционным
давлением, исполнение бюджета по
расходам планируется осуществлять с
учетом законодательно установленных
особенностей, связанных с
предотвращением влияния санкций на
развитие отраслей экономики.
Начиная с 2023 года в целях расширения
перечня средств, подлежащих
казначейскому сопровождению, учитывая
технические и процедурные особенности
его проведения, а также опыт
территориальных органов Федерального
казначейства в данном направлении,
планируется передача указанных функций
как за счет средств областного, так и за
счет федерального бюджета Управлению
Федерального казначейства по Пензенской
области.
Сочетание новых и проверенных практикой
подходов казначейского исполнения
бюджета будет способствовать выполнению
основной задачи - обеспечению
непрерывности бюджетного процесса,
своевременному финансированию принятых
расходных обязательств, эффективному
использованию бюджетных средств.
2.2.2. Развитие и совершенствование
системы финансового контроля
В рамках работы по повышению
эффективности внутреннего
государственного (муниципального)
финансового контроля на федеральном
уровне:
- внесены дополнения в федеральные
стандарты внутреннего государственного
(муниципального) финансового контроля;
- определены направления развития
системы внутреннего государственного
(муниципального) финансового контроля
(внедрение предупреждающего
риск-ориентированного дистанционного
СМАРТ-контроля и мониторинга в
финансово-бюджетной сфере
(контроллинга));
- установлены особенности осуществления
в 2022 году государственного
(муниципального) финансового контроля в
целях реализации мер содействия
восстановлению экономики в связи с
недружественными действиями
иностранных государств.
В целях повышения эффективности
внутреннего государственного
финансового контроля планируется:
- использование риск-ориентированного
подхода при выборе объектов контроля и
направления их деятельности;
- применение комплексных мер
ответственности за каждое нарушение
бюджетного законодательства с целью его
устранения и недопущения в дальнейшем;
- усиление контроля в сфере закупок с
целью недопущения завышения цены
государственных и муниципальных
контрактов;
- оказание методологической поддержки
органам государственной власти и
местного самоуправления по вопросам
контроля и обеспечения целевого и
эффективного использования
межбюджетных трансфертов.
2.2.3. Развитие проектных принципов
управления
На протяжении ряда лет безусловным
приоритетом бюджетной политики
Пензенской области является финансовое
обеспечение реализации в регионе
мероприятий, направленных на достижение
национальных целей развития страны,
определенных указами Президента России
от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и
стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024
года" (с последующими изменениями) и от
21.07.2020 N 474 "О национальных целях
развития Российской Федерации на период
до 2030 года".
В рамках совершенствования проектных
принципов управления постановлением
Правительства Пензенской области от
06.12.2021 N 814-пП "О внесении изменений в
постановление Правительства Пензенской
области от 13.10.2020 N 709-пП" внесены
изменения в Положение об организации
проектной деятельности в Правительстве
Пензенской области в части приведения
его в соответствие с подходами,
применяемыми на федеральном уровне.
В 2022 году в регионе реализуются 46
региональных проектов в рамках 11
национальных проектов, включая два новых
региональных проекта - "Развитие
системы поддержки молодежи ("Молодежь
России") (Пензенская область)" по
направлению "Образование" и
"Модернизация первичного звена
здравоохранения Российской Федерации
(Пензенская область)" по направлению
"Здравоохранение".
Показатели и результаты всех
региональных проектов синхронизированы
с паспортами соответствующих
национальных и федеральных проектов в
системе ГИИС "Электронный бюджет".
Актуальные версии паспортов
региональных проектов размещены на
странице "Проектный офис"
официального сайта Правительства
Пензенской области, а также на
официальных сайтах исполнительных
органов Пензенской области. Обеспечен
регулярный мониторинг хода реализации
региональных проектов и направление
аналитической информации в федеральные
структуры.
Учитывая реформирование института
государственных программ Российской
Федерации, в том числе в части
совершенствования механизма
целеполагания с ориентацией на
достижение национальных целей развития
страны и повышения управленческой
гибкости, на региональном уровне также
предполагается усовершенствование
механизма реализации государственных
программ Пензенской области после
разработки на федеральном уровне
соответствующих рекомендаций для
субъектов Российской Федерации.
2.3. Повышение качества регулирования
межбюджетных отношений с муниципальными
образованиями
Основные задачи бюджетной политики в
сфере межбюджетных отношений
сфокусированы на поддержании финансовой
устойчивости местных бюджетов, снижении
рисков неисполнения ими первоочередных
расходных обязательств, сокращении
муниципального долга.
В 2022 году вступили в силу существенные
изменения в региональное
законодательство, направленные на
повышение сбалансированности бюджетов
муниципалитетов, оперативность
финансирования расходных обязательств
местного значения и совершенствование
межбюджетных отношений, в том числе:
- установлены сроки заключения
соглашений о предоставлении субсидий и
иных межбюджетных трансфертов (до 15
февраля очередного финансового года
либо не позднее 30 дней после дня
вступления в силу соответствующих
изменений в закон о бюджете), а также
санкции за их нарушение;
- введена обязательность заключения
соглашений на срок не менее срока, на
который утверждено распределение иных
межбюджетных трансфертов, по типовой
форме, утверждаемой Министерством
финансов Пензенской области;
- регламентированы случаи
предоставления местным бюджетам иных
межбюджетных трансфертов из
регионального бюджета при сохранении
права устанавливать дополнительные
случаи законами Пензенской области;
- установлен срок распределения иных
межбюджетных трансфертов - до 15 февраля
очередного финансового года (за
исключением трансфертов,
предоставляемых за счет
зарезервированных средств и
дополнительно поступивших доходов; в
целях поощрения муниципальных
образований; на возмещение фактических
расходов местных бюджетов; на конкурсной
основе; в соответствии с поправками в
областной бюджет и подлежащих
распределению актами Правительства
области - по которым определены
отдельные сроки);
- установлено ограничение
нераспределенного между муниципальными
образованиями объема по каждому иному
межбюджетному трансферту в размере не
более 5% и 10% от его общего объема на
первый и второй годы планового периода
соответственно;
- в отношении целевых межбюджетных
трансфертов из регионального бюджета,
предусмотренных в сводной бюджетной
росписи без внесения изменений в закон о
бюджете, установлена возможность
неприменения ряда требований бюджетного
законодательства (утверждение законом о
бюджете области распределения целевых
межбюджетных трансфертов между
муниципалитетами, ограничение объема
нераспределенного резерва субсидий и
субвенций местным бюджетам, заключение
соглашения о предоставлении иного
межбюджетного трансферта).
Наряду с этим, в соответствии с
федеральным законодательством на 2022 год
приостановлено действие норм
регионального законодательства,
устанавливающих:
- обязательность утверждения законом о
бюджете области распределения субсидий
местным бюджетам и необходимость их
соответствия утвержденному перечню
субсидий;
- ограничение общего объема иных
межбюджетных трансфертов местным
бюджетам и дотаций на поддержку мер по
обеспечению сбалансированности из
бюджета области.
На основании положений статьи 142.3
Бюджетного кодекса Российской Федерации
органами местного самоуправления
муниципальных образований Пензенской
области совместно с Министерством
финансов Пензенской области в 2022 году
внедрен механизм предоставления
"горизонтальных" субсидий, который
позволил направить значительные объемы
средств бюджетов Бековского района и
Засечного сельсовета Пензенского района
на решение наиболее важных вопросов
местного значения в других
муниципальных образованиях региона.
Учитывая наличие положительного опыта,
данная практика в дальнейшем будет
распространяться на территории
Пензенской области.
В плановом периоде продолжится
совершенствование существующих
инструментов и механизмов финансовой
поддержки муниципалитетов в целях
создания условий для устойчивого и
сбалансированного исполнения местных
бюджетов.
Основным инструментом такой поддержки
останется предоставление из бюджета
Пензенской области дотации на
выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных районов и городских
округов, распределение которой на 2023 - 2025
годы будет осуществляться с учетом
необходимости роста ее общего объема не
менее чем на прогнозируемый уровень
инфляции, а также дополнительной
поддержки наименее обеспеченных
муниципальных образований.
В целях наращивания налогового
потенциала муниципалитетов и повышения
бюджетной самостоятельности на
муниципальном уровне из бюджета
Пензенской области были частично
переданы налог, взимаемый в связи с
применением упрощенной системы
налогообложения, государственная
пошлина за совершение федеральными
органами исполнительной власти
юридически значимых действий при
обращении через МФЦ, а также штрафы,
установленные Кодексом Российской
Федерации об административных
правонарушениях и наложенные мировыми
судьями, комиссиями по делам
несовершеннолетних и защите их прав. У
органов местного самоуправления
существует возможность для дальнейшего
увеличения доходной части местных
бюджетов путем развития на своей
территории предпринимательства и
бизнеса.
Консолидированный коммерческий долг
региона ограничен по условиям
заключенных соглашений с Минфином
России на уровне не более 25% от налоговых
и неналоговых доходов до 2030 года.
В этой связи муниципальным образованиям
оказывается финансовая помощь на
погашение коммерческого долга в виде
дотаций из бюджета Пензенской области (в
2022 году - 363 млн. рублей, в 2023 году - 270 млн.
рублей, в 2024 году - 55 млн. рублей) и
бюджетных кредитов (в 2022 году - 2451,5 млн.
рублей).
Также в указанных целях местными
администрациями разработаны и
реализуются планы мероприятий по
снижению объема рыночных заимствований
до 25% от налоговых и неналоговых доходов
и дальнейшему неувеличению указанного
показателя до 01.01.2030.
С учетом изложенного в 2023 - 2025 годах одним
из значимых направлений работы будет
являться контроль за уровнем
консолидированной коммерческой
задолженности Пензенской области и
входящих в ее состав муниципальных
образований.
В целях повышения эффективности
деятельности органов местного
самоуправления продолжится мониторинг и
оценка качества организации и
осуществления бюджетного процесса в
муниципальных образованиях Пензенской
области с учетом актуализации перечня
показателей качества управления
муниципальными финансами и соблюдения
требований бюджетного
законодательства.
2.4. Повышение открытости бюджета и
финансовой грамотности населения
В целях дальнейшего повышения
открытости бюджета и развития института
инициативного бюджетирования в 2023 - 2025
годах планируется расширение вовлечения
граждан в бюджетный процесс, в т.ч. за
счет:
- организации открытого обсуждения, в том
числе обсуждения в социальных сетях,
бюджетных вопросов;
- освещения в средствах массовой
информации актуальных вопросов по
бюджетной тематике;
- участия граждан в решении бюджетных
вопросов, в том числе в реализации
проектов, направленных на создание
комфортной среды проживания граждан;
- непрерывного обучения основам
финансовой и бюджетной грамотности.
Работа по повышению финансовой
грамотности населения Пензенской
области проводится в рамках реализации
Стратегии повышения финансовой
грамотности в Российской Федерации на 2017
- 2023 годы. В регионе действует
межведомственная рабочая группа по
координации и контролю за реализацией
мероприятий в области повышения
финансовой грамотности и защиты прав
потребителей финансовых услуг в
Пензенской области, на базе Института
регионального развития Пензенской
области функционирует Региональный
центр финансовой грамотности,
утверждена региональная программа
"Повышение финансовой грамотности
населения Пензенской области на 2021 - 2023
годы".
Целью региональной программы является
содействие населению Пензенской области
в формировании финансово грамотного
поведения и ответственного отношения к
личным финансам, в числе основных
направлений реализации программы можно
выделить следующие:
- формирование комплексной системы
повышения финансовой грамотности,
организация и координация деятельности
в сфере повышения финансовой
грамотности;
- научно-методическое обеспечение и
обучение специалистов по вопросам
повышения финансовой грамотности
населения;
- организация и проведение тематических
мероприятий по повышению финансовой
грамотности для целевых групп и
категорий населения на территории
области;
- информационное обеспечение
мероприятий по повышению финансовой
грамотности.
Мероприятиями региональной программы
охвачены все слои населения -
воспитанники детских дошкольных
учреждений, школьники и студенты
организаций среднего и высшего
профессионального образования,
предприниматели, работники
хозяйствующих субъектов, лица,
находящиеся в трудной жизненной
ситуации, инвалиды, пенсионеры.
Наиболее массовыми мероприятиями по
повышению финансовой грамотности
населения области являются Неделя
финансовой грамотности для детей и
молодежи, Всероссийская неделя
сбережений, Дни финансовой грамотности в
учебных заведениях, онлайн-уроки
Центрального банка, субрегиональный
чемпионат Пензенской области по
финансовой грамотности, проект ДОЛ-игра
в детских оздоровительных лагерях.
По результатам ежегодно проводимого
Минфином России мониторинга за 2021 год
Пензенская область вошла в число 24-х
субъектов Российской Федерации, которым
присвоена I степень качества управления
региональными финансами. Оценка
проводилась по 7 направлениям,
охватывающим все этапы бюджетного
процесса, включая качество бюджетного
планирования, исполнения бюджета,
управления государственным долгом,
управления государственной
собственностью и оказания
государственных услуг, финансовые
взаимоотношения с муниципальными
образованиями, открытость бюджетных
данных, выполнение указов Президента
Российской Федерации.
Высокие результаты нацеливают на
дальнейшее совершенствование
реализуемых мер по повышению качества
осуществления бюджетных полномочий
всеми участниками бюджетного процесса
региона.
Об успешности реализации бюджетной и
долговой политики свидетельствует
подтверждение региону в 2022 году
рейтинговым агентством АКРА кредитного
рейтинга по национальной шкале на уровне
BBB+(ru) с позитивным прогнозом.
3. Налоговая политика Пензенской области
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025
годов
Основной задачей налоговой политики
Пензенской области, как и в прежние годы,
является сохранение, укрепление и
расширение доходного потенциала
области, в том числе за счет развития
предпринимательской и инвестиционной
активности, легализации налоговой базы,
повышения качества администрирования
доходных источников. Кроме того, важным
аспектом является создание условий для
восстановления и дальнейшего роста
экономики в рамках происходящих
эпидемиологических и геополитических
изменений.
Существенным нововведением в системе
администрирования и распределения по
уровням бюджетов налогов является
внедрение с 2023 года института единого
налогового счета и установления для всех
категорий плательщиков нового порядка
уплаты налогов, сборов, страховых
взносов путем перечисления в бюджетную
систему единого налогового платежа. Для
реализации возможности платить все
налоги один раз в месяц меняются сроки
уплаты большинства налогов на 28 число
месяца, а также сроки подачи декларации.
Данный подход исключит наличие у
налогоплательщика одновременно
задолженности и переплаты по разным
налогам и обеспечит экономически
обоснованный расчет суммы пеней на общую
сумму задолженности перед бюджетом.
С 2023 года отменяется институт
консолидированных групп
налогоплательщиков, в связи с чем по
налогу на прибыль организаций на
очередной финансовый год и плановый
период устанавливается временный
механизм распределения между субъектами
Российской Федерации налога,
поступающего от бывших участников
консолидированных групп
налогоплательщиков:
- 20% - в 2023 году, 40% - в 2024 году, 60% - в 2025 году
подлежат зачислению в бюджет того
субъекта, на территории которого они
находятся;
- 80% - в 2023 году, 60% - в 2024 году, 40% - в 2025 году с
территорий всех субъектов Российской
Федерации консолидируются для
последующего распределения между
регионами по дифференцированным
нормативам, установленным федеральным
законом о федеральном бюджете.
До 2030 года продлена норма о
централизации в федеральном бюджете
одного процентного пункта ставки налога
на прибыль организаций, подлежащего
зачислению в региональные бюджеты, а
также о пятидесятипроцентном
ограничении по учету убытков, полученных
в прошлых налоговых периодах.
На федеральном уровне по налогу на
прибыль для российских организаций,
осуществляющих деятельность в области
информационных технологий, увеличен
размер налоговой льготы и существенно
расширен перечень видов экономической
деятельности для ее применения, для
организаций, осуществляющих
деятельность в сфере радиоэлектронной
промышленности, предусмотрено
освобождение от уплаты налога в
региональные бюджеты. Также введены меры
налогового стимулирования, направленные
на приобретение российских
радиоэлектронного оборудования и
программ для ЭВМ (баз данных),
относящихся к сфере искусственного
интеллекта.
По имущественным налогам (на имущество
организаций, физических лиц, земельному
налогу) при расчете налога за налоговый
период 2023 года будет применяться
кадастровая стоимость объектов
налогообложения по состоянию на 1 января
2022 года в случае, если она меньше
кадастровой стоимости по состоянию на 1
января 2023 года.
Кроме того, федеральным
законодательством для физических лиц
предусмотрена:
- отмена с 2022 года при расчете
транспортного налога повышающих
коэффициентов в отношении легковых
автомобилей стоимостью от 3 до 10 млн.
рублей;
- увеличение предельного возраста детей,
обучающихся по очной форме обучения, до 24
лет для возможности применения по налогу
на доходы физических лиц социального
налогового вычета на оплату медицинских
услуг и приобретение лекарственных
препаратов;
- освобождение от налога на доходы
физических лиц по банковским вкладам и
счетам, подлежащего уплате в 2022 - 2023
годах.
В Пензенской области продолжают
действовать и совершенствоваться меры
налоговой поддержки юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей в виде:
- "налоговых каникул" по упрощенной
и патентной системам налогообложения
для впервые зарегистрированных
индивидуальных предпринимателей,
работающих в сельском хозяйстве,
научной, производственной, социальной
сферах, а также сфере бытовых услуг
населению;
- внесенных в 2021 году изменений в
региональное законодательство по
патентной системе налогообложения,
касающихся порядка расчета налоговой
базы по отдельным видам экономической
деятельности и дифференциации патента
по городам и районам области;
- снижения налоговой ставки по
упрощенной системе налогообложения в
случае, если объектом налогообложения
являются "доходы" (с 6% до 1%), для
IT-компаний;
- максимального снижения ставок по
упрощенной системе налогообложения для
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, которые перевели свой
бизнес из других регионов в Пензенскую
область (данная преференция продлена до
2026 года);
- снижения ставки налога на имущество до
0% для организаций, заключивших с
Российской Федерацией концессионные
соглашения, а также для
газораспределительных организаций,
участвующих в реализации мероприятий по
догазификации населенных пунктов.
В 2023 году увеличивается с 1,9 до 1,95
коэффициент, отражающий региональные
особенности рынка труда в Пензенской
области, используемый при исчислении
налога на доходы физических лиц с
доходов иностранных граждан,
осуществляющих трудовую деятельность на
территории Российской Федерации на
основании патента.
В целях улучшения социального положения
отдельных категорий граждан на
территории Пензенской области
сохраняются региональные льготы по
транспортному налогу для ветеранов
боевых действий, инвалидов, многодетных
семей и семей с детьми-инвалидами.
В целях стимулирования инвестиционной
деятельности, создания комфортных
условий для привлечения в регион новых
инвесторов продолжают действовать
налоговые преференции для организаций,
заключивших с Правительством Пензенской
области инвестиционные соглашения, а
также для резидентов территорий
опережающего развития. Продолжается
совершенствование регионального
законодательства в данном направлении.
Так, Законом Пензенской области от 07.09.2022
N 3889-ЗПО "О внесении изменений в статью
2-7 Закона Пензенской области "Об
установлении и введении в действие на
территории Пензенской области налога на
имущество организаций" для
организаций, являющихся
сельскохозяйственными
товаропроизводителями и реализующих на
территории области стратегически
значимые инвестиционные проекты в сфере
сельского хозяйства, увеличен размер
налоговой льготы - ставка по налогу на
имущество организаций дополнительно
снижена с 1,4% до 0,4% (при максимальном
размере ставки - 2,2%).
Использование введенных в регионе
налоговых преференций находится под
государственным контролем. В
соответствии с требованиями,
установленными постановлением
Правительства Российской Федерации от
22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к
оценке налоговых расходов субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований" (с последующими
изменениями), а также постановлением
Правительства Пензенской области от
31.10.2019 N 679-пП "Об утверждении Порядка
формирования перечня налоговых расходов
и оценки налоговых расходов Пензенской
области" (с последующими изменениями),
проведена оценка эффективности
действующих в Пензенской области
налоговых льгот за 2021 год, по результатам
которой все льготы были признаны
эффективными. Информация о результатах
проведенной оценки направлена в Минфин
России во исполнение обязательства,
установленного Соглашением от 27.01.2022 N
01-01-06/06-81, о мерах по
социально-экономическому развитию и
оздоровлению государственных финансов
Пензенской области.
Наряду с мерами налоговой поддержки в
регионе предусмотрены преференции и по
неналоговым доходам, например,
установлен льготный размер арендной
платы за использование имущества,
находящегося в государственной
собственности, для различных категорий
арендаторов, которые периодически
расширяются. Так, в течение 2022 года
льготная арендная плата за земельные
участки была распространена на
резидентов территорий опережающего
развития; арендаторов, реализующих
инвестиционные проекты в
производственной, логистической сферах
или в области информационных технологий
на отдельной территории Пензенской
области и по развитию
топливозаправочного комплекса
воздушных судов на территории г. Пензы;
пенсионеров и лиц, соответствующих
условиям назначения пенсии, действующим
до 2019 года, и др. Также в 2022 - 2023 годах
отменена индексация арендной платы за
землю на уровень инфляции.