ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О годовом отчете Центрального банка
Российской Федерации за 2021 год
Рассмотрев годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации
за 2021 год, в соответствии со статьями 5 и 25
Федерального закона от 10 июля 2002 года N
86-ФЗ "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)"
Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации
постановляет:
1.
Принять к сведению годовой отчет
Центрального банка Российской Федерации
за 2021 год.
2.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации:
1)
учитывая существенно изменившиеся в 2022
году макроэкономические условия и
оказываемое на экономику Российской
Федерации беспрецедентное санкционное
давление со стороны иностранных
государств и территорий, совершающих в
отношении Российской Федерации,
российских юридических и физических лиц
недружественные действия (далее -
недружественные государства), проводить
скорректированную денежно-кредитную
политику, разработать и опубликовать
сценарии изменения ключевой ставки в
зависимости от динамики инфляции и
макроэкономических показателей, учесть
эти изменения в Основных направлениях
единой государственной
денежно-кредитной политики на 2023 год и
период 2024 и 2025 годов;
2)
проводить денежно-кредитную политику,
направленную на обеспечение ценовой
стабильности, защиту от обесценения
доходов и сбережений граждан, содействие
адаптации российской экономики к
резкому усилению санкционного давления
на финансовую систему и российскую
экономику в целом и возвращению к
сбалансированному и устойчивому
экономическому росту в среднесрочной
перспективе с учетом рисков для
финансовой стабильности;
3)
обеспечить уменьшение зависимости
национальной денежно-кредитной системы
от колебаний конъюнктуры на
международных финансовых и товарных
рынках, снижение волатильности курса
рубля по отношению к иностранным
валютам, в том числе в целях умеренного
влияния импорта на инфляционные
процессы, совершенствовать процессы,
связанные с диверсификацией активов,
составляющих золотовалютные резервы
Российской Федерации;
4)
продолжить разработку и реализацию
необходимых мер, направленных на
сохранение устойчивости банковского
сектора и других секторов финансового
рынка, поддержание потенциала
кредитования экономики и минимизацию
негативных последствий усиления
санкционного давления на финансовый
сектор; при реализации регуляторных
послаблений принимать во внимание их
влияние на долгосрочную устойчивость
финансового сектора, обеспечить
постепенный и соответствующий
экономическим реалиям выход из
регуляторных послаблений по мере
снижения рисков для финансовой
стабильности и адаптации кредитных
организаций и других финансовых
организаций к новым условиям;
5)
изменить политику размещения
золотовалютных резервов с учетом
недобросовестного поведения
недружественных государств и в целях
обеспечения в дальнейшем сохранности
золотовалютных резервов от возможного
санкционного воздействия;
6)
совершенствовать систему мер валютного
регулирования и валютного контроля, в
том числе движения капитала, в целях
минимизации негативных последствий для
текущей деятельности российских
юридических лиц и граждан;
7)
проводить работу по оспариванию
блокировки части валютных резервов
Центрального банка Российской Федерации
недружественными государствами,
использовать все доступные юридические
механизмы для восстановления прав
распоряжения валютными резервами
Центрального банка Российской Федерации
в полном объеме;
8)
продолжить активную работу по созданию
цифрового рубля, включая проработку
вопросов обеспечения информационной
безопасности и устойчивости цифрового
рубля к киберрискам, в том числе в
условиях санкционного давления;
9)
продолжить работу по развитию проектов,
обеспечивающих независимость
инфраструктуры национальной платежной
системы, - Системы передачи финансовых
сообщений Банка России, сервиса быстрых
платежей платежной системы Банка России,
национальных платежных инструментов в
рамках национальной системы платежных
карт (платежной системы "Мир"), в том
числе в части обеспечения возможности
трансграничных платежей и платежей за
пределами территории Российской
Федерации, а также предусмотреть меры
нивелирования негативных последствий
санкционного ограничения использования
банковских карт международных платежных
систем, эмитированных на территории
Российской Федерации, в юрисдикциях ряда
недружественных государств;
10)
продолжить работу по предотвращению
продаж гражданам одного финансового
продукта под видом другого (мисселинга),
а также навязывания дополнительных
платных услуг при заключении кредитных
договоров, проводить мониторинг
соответствующих показателей и
осуществлять поведенческий надзор в
отношении поднадзорных организаций;
11)
продолжить работу по повышению
финансовой грамотности граждан, в том
числе лиц старшего возраста, в части
разъяснения правил финансовой
безопасности и защиты от мошеннических
схем и рисков, приводящих к чрезмерному
росту долговой нагрузки;
12)
продолжить работу по повышению
финансовой грамотности путем
предоставления бесплатного доступа к
разработанным при участии Банка России
учебным курсам, лекциям, вебинарам (в том
числе размещенным на
информационно-просветительском ресурсе
Банка России "Финансовая культура"
и в социальных сетях):
для
населения:
в части
адекватной оценки принимаемых на себя
рисков использования инструментов и
финансовых продуктов, позволяющих
получать более высокие доходы по
сравнению с банковскими депозитами
(высокорисковых финансовых продуктов);
в части
оценки чрезмерной долговой нагрузки,
принимаемой на себя заемщиками;
для
субъектов малого и среднего
предпринимательства (далее - субъекты
МСП):
в части
возможности использования сервиса
быстрых платежей платежной системы
Банка России;
в части
условий выхода на фондовый рынок;
в части
финансирования под уступку денежного
требования (факторинг) и кредитования
физическими лицами физических или
юридических лиц посредством специальных
интернет-площадок (краудлендинг);
13)
содействовать расширению практики
предоставления финансовыми
организациями гражданам дистанционного
доступа к финансовым услугам и развитию
безбарьерной среды для получения
финансовых услуг, а также созданию новых
финансовых продуктов для людей с
невысоким уровнем дохода в целях
расширения их сберегательных
возможностей;
14)
продолжать работу по совершенствованию
условий для развития рынка
"зеленых", инфраструктурных и
социальных облигаций, "зеленой"
ипотеки, способствовать внедрению и
адаптации практик финансирования
устойчивого развития и принципов
ответственного инвестирования для
развития российского рынка капитала и
повышения его привлекательности путем
создания на финансовом рынке
соответствующих финансовых
инструментов, разработки методологии
оценки и регулирования экологических,
социальных и управленческих рисков
(ESG-рисков);
15)
принимать меры, направленные на развитие
и поддержание конкуренции региональных
банков, повышение их устойчивости и
расширение их доступа к цифровым
технологиям и инфраструктуре
финансового рынка;
16)
предпринимать меры, повышающие
привлекательность российского рынка
ценных бумаг как для иностранных
инвесторов, так и для иностранных
эмитентов;
17)
продолжить совершенствование
применения риск-ориентированного
подхода в деятельности организаций,
осуществляющих операции с денежными
средствами и иным имуществом, в рамках
платформы Банка России "Знай своего
клиента" для своевременного выявления
угроз и уязвимостей, возникающих
вследствие деятельности клиентов таких
организаций, а также для обеспечения
принятия мер по предотвращению или
минимизации негативных последствий в
целях дальнейшего повышения
эффективности российской
противолегализационной системы.
3.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации совместно с
Правительством Российской Федерации:
1)
продолжить разработку и реализацию
антикризисных мер, направленных на
минимизацию негативных последствий
санкционного давления на российскую
экономику, в том числе на российскую
внешнеэкономическую деятельность,
поддержку импортозамещения, проводить
мониторинг влияния реализации данных
мер на ценовые и другие экономические
показатели регионов страны;
2)
продолжить разработку и
совершенствование механизмов расчетов
по внешнеторговым операциям в
российских рублях и национальных
валютах дружественных государств;
3) в
целях стимулирования перехода на
расчеты в национальных валютах между
участниками внешнеэкономической
деятельности проработать вопрос о
прямом допуске на биржевой валютный
рынок юридических лиц,
зарегистрированных в государствах, не
присоединившихся к санкционному
воздействию в отношении Российской
Федерации, для обеспечения прямой
конвертации национальных валют без
участия доллара США и евро;
4) в
целях поддержки российского фондового
рынка, а также сохранения к нему интереса
со стороны российских инвесторов
рассмотреть вопрос об увеличении с 1
миллиона рублей до 3 миллионов рублей
совокупной суммы денежных средств,
которые могут быть переданы в течение
календарного года по договору на ведение
индивидуального инвестиционного счета,
а также о введении запрета на совершение
в рамках указанного договора сделок по
приобретению ценных бумаг иностранных
эмитентов;
5) в
целях снижения рисков, связанных с
повышенной кредитной нагрузкой на
граждан и юридических лиц, продолжить
работу в части реструктуризации
кредитов, в том числе с плавающей
ставкой, а также по повышению
доступности льготного кредитования для
субъектов МСП;
6)
принимать меры по улучшению делового,
инвестиционного климата в Российской
Федерации, повышению привлекательности
российской юрисдикции для осуществления
предпринимательской деятельности,
дальнейшему стимулированию проведения
политики амнистии капиталов,
деофшоризации национальной экономики
(развитие механизмов и инструментов
инвестиционно ориентированной
государственной финансовой политики), в
том числе разработать и реализовать
программы поддержки субъектов МСП,
крупных и системообразующих
предприятий, сельскохозяйственных
организаций и предприятий, организаций,
выпускающих импортозамещающую
продукцию или социально значимые товары,
и организаций, осуществляющих
деятельность в отраслях, наиболее
пострадавших от введения мер
санкционного давления;
7)
продолжить работу по системной защите
граждан от мошенничества в финансовой
сфере и оперативной блокировке
мошеннических ресурсов, в том числе в
социальных сетях, и информированию
населения о мошеннических схемах;
8)
последовательно осуществлять меры
финансовой и социальной поддержки
наиболее уязвимых слоев населения.
4.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации совместно с
Государственной Думой продолжить работу
над проектами федеральных законов,
предусматривающих:
1)
повышение защищенности вкладчиков -
физических лиц в части обеспечения для
указанных лиц равных условий при
заключении договоров банковского вклада
на сумму, не превышающую 1,4 миллиона
рублей, и беспрепятственного
перемещения гражданами денежных средств
между различными банками на указанную
сумму;
2)
совершенствование ликвидационных
процедур в отношении финансовых
организаций;
3)
привлечение финансовыми организациями в
порядке, установленном Банком России,
поставщиков услуг аутсорсинга
информационных технологий и "облачных
услуг";
4)
внедрение цифрового рубля в гражданский
оборот;
5)
расширение возможностей использования
цифровых финансовых активов и
утилитарных цифровых прав в обороте;
6)
установление ответственности за
незаконный оборот цифровых финансовых
активов, утилитарных цифровых прав и
частной цифровой валюты;
7)
внедрение договора жилищных сбережений,
включающего в себя элементы договора
банковского вклада и предварительного
кредитного договора;
8)
снижение максимального размера
ежедневной процентной ставки по
потребительским кредитам (займам),
максимального значения полной стоимости
потребительского кредита (займа),
максимального размера суммы всех
платежей по договору потребительского
кредита (займа) сроком до года;
9)
уточнение порядка расчета полной
стоимости потребительского кредита
(займа);
10)
установление максимально допустимой
доли кредитов (займов) с переменной
процентной ставкой;
11)
расчет показателя долговой нагрузки
заемщика;
12)
распространение механизма "ипотечных
каникул" на военнослужащих;
13)
распространение системы страхования
вкладов на счета субъектов МСП,
социально ориентированных
некоммерческих организаций,
профессиональных союзов и их
объединений, медицинских и
образовательных организаций, а также
счета адвокатов, нотариусов и иных лиц,
осуществляющих профессиональную
деятельность;
14)
создание централизованной системы
хранения информации в сфере страхования
для обеспечения полноты и достоверности
собираемой информации по всем видам
страхования;
15)
расширение сферы обмена информацией и
документами в электронной форме между
сторонами договора страхования;
16)
создание системы гарантирования прав
участников негосударственных
пенсионных фондов в рамках деятельности
по негосударственному пенсионному
обеспечению;
17)
совершенствование регулирования
вопросов совершения финансовых сделок с
использованием финансовой платформы;
18)
наделение Центрального банка Российской
Федерации полномочием по установлению
дополнительных требований к
методологии, применяемой кредитными
рейтинговыми агентствами;
19)
усиление контроля за деятельностью
платежных агентов;
20)
оптимизацию регуляторной нагрузки на
участников финансового рынка.
5.
Рекомендовать Центральному банку
Российской Федерации совместно с
Государственной Думой и Правительством
Российской Федерации продолжить работу
над проектами федеральных законов,
предусматривающих:
1)
налогообложение цифровых финансовых
активов и утилитарных цифровых прав;
2)
регулирование вопросов создания,
хранения и использования электронных
документов;
3)
совершенствование правового
регулирования деятельности лизинговых
компаний;
4)
совершенствование правового
регулирования проведения заседаний
общих собраний участников хозяйственных
обществ в дистанционном формате, а также
урегулирование проблем, возникающих у
акционерного общества в связи с наличием
значительного числа акционеров, в
отношении которых у регистратора
общества отсутствуют необходимые
сведения и которые не осуществляют права
на протяжении длительного периода
времени.
6.
Направить настоящее Постановление в
Правительство Российской Федерации,
Центральный банк Российской Федерации.
7.
Настоящее Постановление вступает в силу
со дня его принятия.
Председатель Государственной
Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.В.Володин
Москва
21 апреля 2022 года
N 1210-8 ГД
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
электронный текст НТЦ "Система"