УКАЗ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания
В целях
совершенствования государственной
политики Российской Федерации в области
ядерного сдерживания
постановляю:
1.
Утвердить прилагаемые Основы
государственной политики Российской
Федерации в области ядерного
сдерживания.
2.
Признать утратившим силу Указ
Президента Российской Федерации от 2
июня 2020 г. № 355 "Об Основах
государственной политики Российской
Федерации в области ядерного
сдерживания" (Собрание
законодательства Российской Федерации,
2020, № 23, ст.3623).
3.
Настоящий Указ вступает в силу со дня его
подписания.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва,
Кремль
19 ноября 2024 года
№ 991
УТВЕРЖДЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 19 ноября 2024 года № 991
Основы государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания
I. Общие положения
1.
Настоящие Основы являются документом
стратегического планирования в сфере
обеспечения обороны и отражают
официальные взгляды на сущность
ядерного сдерживания, определяют
военные опасности и угрозы, для
нейтрализации которых осуществляется
ядерное сдерживание, принципы ядерного
сдерживания, а также условия перехода
Российской Федерации к применению
ядерного оружия.
2.
Гарантированное сдерживание
потенциального противника от агрессии
против Российской Федерации и (или) ее
союзников относится к числу высших
государственных приоритетов.
Сдерживание агрессии обеспечивается
всей совокупностью военной мощи
Российской Федерации, включая ядерное
оружие.
3.
Государственная политика Российской
Федерации в области ядерного
сдерживания (далее - государственная
политика в области ядерного сдерживания)
представляет собой совокупность
скоординированных, объединенных общим
замыслом политических, военных,
военно-технических, дипломатических,
экономических, информационных и иных
осуществляемых с опорой на силы и
средства ядерного сдерживания мер по
предотвращению агрессии против
Российской Федерации и (или) ее
союзников.
4.
Государственная политика в области
ядерного сдерживания носит
оборонительный характер, направлена на
поддержание потенциала ядерных сил на
уровне, достаточном для обеспечения
ядерного сдерживания, и гарантирует
защиту суверенитета и территориальной
целостности государства, сдерживание
потенциального противника от агрессии
против Российской Федерации и (или) ее
союзников, а в случае возникновения
военного конфликта - недопущение
эскалации военных действий и их
прекращение на приемлемых для
Российской Федерации и (или) ее союзников
условиях.
5.
Российская Федерация рассматривает
ядерное оружие как средство сдерживания,
применение которого является крайней и
вынужденной мерой, и предпринимает все
необходимые усилия для уменьшения
ядерной угрозы и недопущения обострения
межгосударственных отношений,
способного спровоцировать военные
конфликты, в том числе ядерные.
6.
Нормативно-правовую базу настоящих
Основ составляют Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и
нормы международного права,
международные договоры Российской
Федерации, федеральные конституционные
законы, федеральные законы, иные
нормативные правовые акты и документы,
регламентирующие вопросы обороны и
безопасности.
7.
Положения настоящих Основ обязательны
для выполнения всеми федеральными
органами государственной власти,
другими государственными органами и
организациями, участвующими в
обеспечении ядерного сдерживания.
8.
Настоящие Основы могут уточняться в
зависимости от внешних и внутренних
факторов, влияющих на обеспечение
обороны.
II. Сущность ядерного сдерживания
9.
Российская Федерация осуществляет
ядерное сдерживание в отношении
потенциального противника, под которым
понимаются отдельные государства и
военные коалиции (блоки, союзы),
рассматривающие Российскую Федерацию в
качестве потенциального противника и
обладающие ядерным и (или) другими видами
оружия массового поражения либо
значительным боевым потенциалом сил
общего назначения. Ядерное сдерживание
осуществляется также в отношении
государств, которые предоставляют
контролируемую ими территорию,
воздушное и (или) морское пространство и
ресурсы для подготовки и осуществления
агрессии против Российской Федерации.
10.
Агрессия любого государства из состава
военной коалиции (блока, союза) против
Российской Федерации и (или) ее союзников
рассматривается как агрессия этой
коалиции (блока, союза) в целом.
11.
Агрессия против Российской Федерации и
(или) ее союзников со стороны любого
неядерного государства с участием или
при поддержке ядерного государства
рассматривается как их совместное
нападение.
12.
Ядерное сдерживание направлено на
обеспечение понимания потенциальным
противником неотвратимости возмездия в
случае агрессии против Российской
Федерации и (или) ее союзников.
13.
Ядерное сдерживание обеспечивается
наличием в составе Вооруженных Сил
Российской Федерации боеготовых сил и
средств, способных путем применения
ядерного оружия гарантированно нанести
неприемлемый ущерб потенциальному
противнику в любых условиях обстановки,
а также готовностью и решимостью
Российской Федерации применить такое
оружие.
14.
Ядерное сдерживание осуществляется
непрерывно в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в
военное время, вплоть до начала
применения ядерного оружия.
15.
Основными военными опасностями, которые
в зависимости от изменения
военно-политической и стратегической
обстановки могут перерасти в военные
угрозы Российской Федерации (угрозы
агрессии) и для нейтрализации которых
осуществляется ядерное сдерживание,
являются:
а)
наличие у потенциального противника
ядерного и (или) других видов оружия
массового поражения, которые могут быть
применены против Российской Федерации и
(или) ее союзников, а также средств
доставки этих видов оружия;
б)
наличие у потенциального противника и
развертывание им систем и средств
противоракетной обороны, крылатых и
баллистических ракет средней и меньшей
дальности, высокоточного неядерного и
гиперзвукового оружия, ударных
беспилотных аппаратов различного
базирования, оружия направленной
энергии, которые могут быть применены
против Российской Федерации;
в)
наращивание потенциальным противником
на сопредельных с Российской Федерацией
и ее союзниками территориях и в
прилегающих морских акваториях
группировок сил общего назначения, в
составе которых находятся средства
доставки ядерного оружия, и (или) военной
инфраструктуры, обеспечивающей их
применение;
г)
создание и размещение потенциальным
противником в космосе средств
противоракетной обороны и
противоспутниковой борьбы, а также
ударных систем;
д)
размещение на территориях неядерных
государств ядерного оружия и средств его
доставки;
е)
создание новых или расширение
существующих военных коалиций (блоков,
союзов), приводящие к приближению их
военной инфраструктуры к границам
Российской Федерации;
ж)
действия потенциального противника,
направленные на изоляцию части
территории Российской Федерации, в том
числе на блокирование доступа к жизненно
важным транспортным коммуникациям;
з)
действия потенциального противника,
направленные на поражение (разрушение,
уничтожение) экологически опасных
объектов Российской Федерации, которые
могут привести к техногенным,
экологическим или социальным
катастрофам;
и)
планирование и проведение потенциальным
противником крупномасштабных военных
учений вблизи границ Российской
Федерации;
к)
неконтролируемое распространение
оружия массового поражения, средств его
доставки, технологий и оборудования для
их изготовления.
16.
Принципами ядерного сдерживания
являются:
а)
непрерывность мероприятий по
обеспечению ядерного сдерживания;
б)
адаптивность ядерного сдерживания к
военным опасностям и угрозам;
в)
неопределенность для потенциального
противника масштаба, времени и места
возможного применения сил и средств
ядерного сдерживания;
г)
централизация государственного
управления деятельностью федеральных
органов исполнительной власти и
организаций, участвующих в обеспечении
ядерного сдерживания;
д)
рациональность структуры и состава сил и
средств ядерного сдерживания, а также их
поддержание на уровне, достаточном для
выполнения поставленных задач;
е)
поддержание постоянной готовности
выделенной части сил и средств ядерного
сдерживания к боевому применению;
ж)
централизация управления применением
ядерного оружия, в том числе
размещенного за пределами территории
Российской Федерации.
17. Силы
ядерного сдерживания Российской
Федерации включают в себя ядерные силы
наземного, морского и воздушного
базирования.
III. Условия перехода Российской Федерации к применению ядерного оружия
18.
Российская Федерация оставляет за собой
право применить ядерное оружие в ответ
на применение против нее и (или) ее
союзников ядерного и (или) других видов
оружия массового поражения, а также в
случае агрессии против Российской
Федерации и (или) Республики Белоруссия
как участников Союзного государства с
применением обычного оружия, создающей
критическую угрозу их суверенитету и
(или) территориальной целостности.
19.
Условиями, определяющими возможность
применения Российской Федерацией
ядерного оружия, являются:
а)
поступление достоверной информации о
старте баллистических ракет, атакующих
территории Российской Федерации и (или)
ее союзников;
б)
применение противником ядерного или
других видов оружия массового поражения
по территориям Российской Федерации и
(или) ее союзников, по воинским
формированиям и (или) объектам
Российской Федерации, расположенным за
пределами ее территории;
в)
воздействие противника на критически
важные государственные или военные
объекты Российской Федерации, вывод из
строя которых приведет к срыву ответных
действий ядерных сил;
г)
агрессия против Российской Федерации и
(или) Республики Белоруссия как
участников Союзного государства с
применением обычного оружия, создающая
критическую угрозу их суверенитету и
(или) территориальной целостности;
д)
поступление достоверной информации о
массированном старте (взлете) средств
воздушно-космического нападения
(самолеты стратегической и тактической
авиации, крылатые ракеты, беспилотные,
гиперзвуковые и другие летательные
аппараты) и пересечении ими
государственной границы Российской
Федерации.
20.
Решение о применении ядерного оружия
принимается Президентом Российской
Федерации.
21.
Президент Российской Федерации может
при необходимости проинформировать
военно-политическое руководство других
государств и (или) международные
организации о готовности Российской
Федерации применить ядерное оружие или о
принятом решении о применении ядерного
оружия, а также о факте его применения.
IV. Задачи и функции федеральных органов государственной власти, других государственных органов и организаций по реализации государственной политики в области ядерного сдерживания
22.
Общее руководство государственной
политикой в области ядерного
сдерживания осуществляет Президент
Российской Федерации.
23.
Правительство Российской Федерации
осуществляет меры по реализации
экономической политики, направленной на
поддержание и развитие средств ядерного
сдерживания, а также формирует и
осуществляет внешнюю и информационную
политику в области ядерного
сдерживания.
24.
Совет Безопасности Российской Федерации
формирует основные направления военной
политики в области ядерного сдерживания,
а также осуществляет координацию
деятельности федеральных органов
исполнительной власти и организаций,
участвующих в реализации принятых
Президентом Российской Федерации
решений, касающихся обеспечения
ядерного сдерживания.
25.
Министерство обороны Российской
Федерации через Генеральный штаб
Вооруженных Сил Российской Федерации
осуществляет непосредственное
планирование и проведение мероприятий
организационного и военного характера в
области ядерного сдерживания.
26.
Другие федеральные органы
исполнительной власти и организации
участвуют в реализации принятых
Президентом Российской Федерации
решений, касающихся обеспечения
ядерного сдерживания, в соответствии со
своими полномочиями.
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 19.11.2024,
№ 0001202411190001