Центральный банк Российской
Федерации
СЛУЖБА ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНОСТИ ФИНАНСОВЫХ
УСЛУГ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2022 года N 59-8-2/52763
О рассмотрении обращения
Служба
по защите прав потребителей и
обеспечению доступности финансовых
услуг Банка России рассмотрела
обращение СРО "МиР" от 25.10.2022 N 1651
(далее - обращение) и сообщает, что в
соответствии с Федеральным законом от
10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)"
Банк России не обладает полномочиями по
толкованию положений федерального
законодательства.
Вместе
с тем по существу поставленных в
обращении вопросов полагаем возможным
отметить следующее.
По
вопросу 3.1
Поскольку порядок поступления
граждан Российской Федерации в
добровольческие формирования и
пребывания в них, требования,
предъявляемые к гражданам Российской
Федерации, поступающим в
добровольческие формирования и
пребывающим в них, а также порядок
исключения граждан Российской Федерации
из добровольческих формирований
определяется Министерством обороны
Российской Федерации (часть 5 статьи 22.1
Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об
обороне") полагаем, что указанный
вопрос относится к компетенции
указанного органа власти.
Со
своей стороны, отмечаем, что пункт 3 части
1 статьи 1 не содержит требования об
участии заемщика в специальной военной
операции в качестве необходимого для
предоставления льготного периода
условия.
По
вопросу 4
Федеральным законом N 377-ФЗ
установлен ряд требований, при
одновременном соблюдении которых
заемщик вправе обратиться к кредитору с
требованием о предоставлении льготного
периода, в частности - наличие
действующего кредитного договора
(договора займа), который был заключен до
дня мобилизации военнослужащего или его
участия в специальной военной
операции.
По
вопросам 5.2, 5.3 и 17 позиция Банка России
доведена до сведения кредитных и
некредитных финансовых организаций
Информационным письмом Банка России от
21.10.2022 N ИН-03-59/126 (далее - Информационное
письмо).
По
вопросам 5.1, 5.4, 5.5, 10.1-10.2
Обращаем внимание на положения
статьи 4 Федерального закона от 18.11.2022 N
438-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской
Федерации", согласно которым кредитор
вправе запросить у федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах сведения о факте
мобилизации в отношении заемщика, указанного в пункте 1
части 1 статьи 1 Федерального закона N
377-ФЗ.
Одновременно отмечаем, что
направление кредитором запроса и
подтверждение федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах, сведений о факте мобилизации
осуществляются с использованием системы
межведомственного электронного
взаимодействия.
По
вопросам 6.2 и 6.3
Исходя
из системного толкования положений
Федерального закона N 377-ФЗ, для целей
предоставления льготного периода в
соответствии с частью 2 статьи 1
Федерального закона N 377-ФЗ статус члена
семьи военнослужащего определяется на
момент обращения с соответствующим
требованием, при этом соответствующие
документы должны быть представлены
кредитору одновременно с направлением
требования о предоставлении льготного
периода (часть 7 статьи 1 Федерального
закона N 377-ФЗ), в связи с чем полагаем, что
кредитор вправе отказать в
предоставлении льготного периода члену
семьи военнослужащего в описанной
ситуации, если необходимые документы не
были предоставлены кредитору ранее.
По
вопросам 7.1 и 12
Исходя
из целей принятия Федерального закона N
377-ФЗ полагаем, что лучшей практикой
является предоставление льготного
периода по требованию заемщика,
переданному любым способом, позволяющим
установить личность и волю заемщика. При
этом отмечаем, что Федеральным законом N
377-ФЗ не установлено ограничений на
направление членом семьи
военнослужащего требования с
использованием средств подвижной
радиотелефонной связи.
По
вопросам 8.1 и 8.2
Полагаем, что представление
военнослужащим (членами его семьи)
недействительных документов является
основанием для признания льготного
периода неустановленным.
Одновременно сообщаем об
отсутствии отличных от указанных в
Информационном письме сведений о
документах, которыми могут
подтверждаться указанные в пунктах 1-3
части 1 статьи 1 и части 6 статьи 8
Федерального закона N 377-ФЗ
обстоятельства.
При
этом вопрос подтверждения подлинности
предъявляемых заемщиком документов не
относится к компетенции Банка России.
По
вопросам 9.1-9.3
В
соответствии с частью 13 статьи 1
Федерального закона N 377-ФЗ у кредитора
отсутствует обязанность по формированию
графика платежей до даты окончания
льготного периода, которая определяется
в соответствии с частями 2-3.1 указанной
статьи, при этом следует отметить, что
последствия непредоставления заемщиком
запрошенных кредитором документов в
установленный Федеральным законом N 377-ФЗ
срок указаны в части 16 статьи 1 данного
Федерального закона.
В связи
с изложенным отмечаем, что максимальная
продолжительность льготного периода
ограничена положениями частей 2-3.1 статьи
1 Федерального закона N 377-ФЗ, независимо
от того, когда соответствующая
информация была доведена до сведения
кредитора. При этом невнесенные
заемщиком после льготного периода
платежи могут быть признаны
просроченной задолженностью.
По
вопросам 11.1 и 11.2
Заемщик вправе определить дату
начала льготного периода, которая не
может быть установлена ранее 21.09.2022. В
случае, если заемщик в своем требовании
не определил дату начала льготного
периода, датой начала льготного периода
считается дата направления требования
заемщика кредитору (часть 8 статьи 1
Федерального закона N 377-ФЗ). При этом по
смыслу статьи 1 Федерального закона N
377-ФЗ льготный период не может быть
установлен раньше наступления указанных
в части 1 Федерального закона N 377-ФЗ
обстоятельств.
По
вопросам 12.1 и 12.2
Федеральным законом N 377-ФЗ не
установлено положений, согласно которым
предусмотренное частью 24 статьи 5
Федерального закона N 353-ФЗ ограничение
суммы начисленных процентов, неустойки
(штрафа, пени), иных мер ответственности
по договору потребительского кредита
(займа), а также платежей за услуги,
оказываемых кредитором заемщику за
отдельную плату по договору
потребительского кредита (займа), не
применяется.
Кредитор не вправе отказать
заемщику в предоставлении льготного
периода или досрочно прекратить
льготный период в случае достижения
суммы начисленных процентов, неустойки
(штрафа, пени), иных мер ответственности
по договору потребительского кредита
(займа), а также платежей за услуги,
оказываемых кредитором заемщику за
отдельную плату по договору
потребительского кредита (займа),
максимальных установленных
законодательством значений.
По
вопросу 13
Федеральный закон N 377-ФЗ не
предусматривает возбуждение судом
гражданского дела в качестве основания
для непредоставления льготного
периода.
По
вопросу 14.2
Отмечаем, что кредитор не лишен
возможности предложить заемщику более
выгодные условия реструктуризации
кредита (займа) по сравнению с
предусмотренными Федеральным законом N
377-ФЗ, при этом, по нашему мнению, в
описанной ситуации основания для отказа
в предоставлении льготного периода
отсутствуют.
По
вопросам 15.1 и 15.2
Обращаем внимание, что в
соответствии с частью 2 статьи 8
Федерального закона N 377-ФЗ на возникшие с
24.02.2022 отношения распространяется
действие статьи 2 указанного
Федерального закона, что подразумевает
необходимость прекращения обязательств
заемщика и членов его семьи по кредитным
договорам (договорам займа) в случае
возникновения предусмотренных частью 1
статьи 2 обстоятельств, в том числе в
период с 24.02.2022 до даты вступления в силу
Федерального закона N 377-ФЗ.
По
вопросу 16
Сообщаем, что Федеральным
законом N 377-ФЗ не установлено
ограничений в части количества
кредитных договоров (договоров займа), по
которым может быть установлен льготный
период, при этом установленное частью 9
статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ
правило применяется лишь в отношении тех
кредитных договоров (договоров займа), по
которым был предоставлен льготный
период в соответствии с Федеральным
законом N 377-ФЗ.
При
этом отмечаем, что по иным договорам
заемщика полагаем необходимым учитывать
возможность предоставления льготного
периода в соответствии с Федеральным
законом N 377-ФЗ "задним числом" в
случае истечения срока льготного
периода, предоставленного в
соответствии с Федеральным законом N
353-ФЗ или Федеральным законом N 106-ФЗ , до установленной частями 2-3.1
статьи 1 Федерального закона N 377-ФЗ
даты.
Федеральный закон от 03.04.2020 N 106-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный
закон "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)" и отдельные
законодательные акты Российской
Федерации в части особенностей
изменения условий кредитного договора,
договора займа".
Также
сообщаем, что позиция по вопросам 1, 2, 3.2,
14.1 будет представлена дополнительно
после ее согласования с
заинтересованными структурными
подразделениями Банка России.
Заместитель руководителя
Е.С.Ненахова
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен
по:
рассылка
Ссылается на
- Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (с изменениями на 8 августа 2024 года)
- О единообразии применения Федерального закона от 07.10.2022 N 377-ФЗ "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
- О потребительском кредите (займе) (с изменениями на 22 июня 2024 года)
- О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа (с изменениями на 25 декабря 2023 года)
- О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) (с изменениями на 8 августа 2024 года) (редакция, действующая с 20 октября 2024 года)